Первая декада октября в Астрахани ознаменовалась проведением первого международного фестиваля «Театральная дельта», который посетили деятели театра из Москвы и других регионов. В число почётных гостей форума вошёл один из ведущих театральных художников страны Андрей Климов, который любезно ответил на вопросы AST-NEWS.ru.
– Андрей Эдуардович, несмотря на то, что вы долгое время живёте и работаете в столице, с нашим городом вас связывают особенные отношения. Расскажите об этом подробнее.
– Как писал о любви Геннадий Шпаликов: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места». Меня связывает с Астраханью подобная любовь. В общей сложности я прожил в Астрахани около двух лет. Этот город для меня особенный. Здесь живёт много людей, которых я очень люблю и долгие годы поддерживаю связь. Так случилось, что именно здесь проходили мои первые выставки. Одна из них состоялась в 2005 году, другая в 2014 году в Астраханской картинной галерее, которую обожаю. Там всегда работали удивительные люди, помогавшие в организации этих мероприятий – Раиса Алексеевна Захарова, Наталья Дмитриевна Марисова, а также нынешний директор галереи Ирина Игоревна Перова. Именно здесь я выставлял свою коллекцию винтажной одежды, обуви и аксессуаров вместе со своими театральными эскизами. Костюмы, созданные мной для Астраханского драматического театра, принимали участие в выставках, проходящих в других городах.
Астрахань в своё время протянула мне руку. Если говорить совсем честно, как художник, я Астрахани гораздо интересней, чем своей малой Родине, где много лет не был – Пензе. Там по-прежнему живёт моя мама. В моей пензенской квартире, которую очень люблю, стоит мебель, купленная в своё время в астраханских антикварных магазинах.
Астрахань – удивительное место. Я могу долго рассказывать о том, насколько она прекрасна, и насколько важно сохранять то, что составляет его лицо – редчайшие здания, многие из которых являются архитектурными шедеврами.
За восемь лет, что я не был тут, вижу, что город развивается. Мои надежды связаны с изменением культурной и художественной жизни в драмтеатре, где я работал много лет назад, выпустив здесь десять спектаклей. Театр невероятно похорошел. Появился внутренний дворик, напомнивший мне Флоренцию. Те места, где раньше хранились декорации, сейчас облагорожены. Хочется поблагодарить Галину Николаевну Камыхину – бывшего директора драмтеатра, при которой была проведена реконструкция, предавшая этому месту особую прелесть. В такой театр всегда хочется вернуться. В настоящее время видна женская рука нынешнего директора театра – Лилии Аркадьевны Гурко – насколько тут всё ухоженно и комфортно. Здесь невероятно мобильный и молодой состав сотрудников, выполняющих любое поручение с лёгкостью и мастерством. Всё это дорогого стоит. В потрясающем здании театра ощущается дыхание подлинной жизни. Астраханскому зрителю повезло, что в их городе есть такое дивное место.
Драматический театр получил в лице художественного руководителя Александра Огарёва невероятные шансы. А так как он человек активный, умный и глубокий, то он их использует с полной силой. Есть ощущение, что в тандеме с Лилией Аркадьевной Гурко они могут сдвинуть горы. Прекрасная организация и интересное воплощение фестиваля «Театральная дельта» – лучшее тому подтверждение. Я пообщался в Астрахани с начинающими художниками. Для меня это был очень ценный опыт – увидеть, чем живёт и дышит новое поколение. Было интересно поразмышлять о том, что могут они и чего не можем мы. Я думаю, что такие контакты всем там полезны. В подготовке к этой встрече я структурировал и привёл в порядок все свои «записки на манжетах». В театральном деле очень важен диалог. Я старался быть предельно откровенен со своими молодыми коллегами, рассказав им, что меня волнует, как художника.
– Почему вы решили направить свой художественный дар именно по театральному направлению?
– Рисовал я с детства. Родители всегда помогали мне в этом. При мне всегда были горы бумаги, фломастеров, карандашей, красок. Затем я поступил в Пензенское художественное училище, которое тогда было одним из лучших в стране. В процессе учёбы, знакомясь с определёнными работами, я понял, что хочу заниматься театром, которым всегда был увлечён. У меня была хорошая живопись, и я планировал развиваться по этому направлению. Став театральным художником, не пожалел об этом ни на минуту. Это очень сложная специальность, включающая в себя огромное количество подводных камней – с одной стороны, а с другой – большое число возможностей для реализации.
– Художественный почерк Андрея Климова узнаётся в каждой вашей театральной работе. По какому принципу шло формирования вашего стиля?
– В студенческие времена мои сокурсники придумали термин «климовщинка». Я даже не знаю, как это расшифровать и объяснить. Своя «рука художника», иначе говоря, индивидуальность, есть у многих моих коллег, надеюсь, что она есть и у меня. С детства нас формирует масса факторов, которые трудно отследить. Сюда входят прочитанные книги, просмотренные фильмы и спектакли, походы в музеи, даже визиты в зоопарк, где мы наблюдаем за животными. Чем разнообразнее и ярче детские впечатления, тем образнее создаётся последующая картина мира.
– Вы чрезвычайно востребованный художник, вам поступает масса предложения из разных театров. Наверняка, бывает тяжело выбрать между той или иной постановкой?
– Стараюсь откликаться практически на все предложения, если вижу, что они будут реализованы, ведь прекрасно понимаю, что дважды не зовут. Есть опасность пройти мимо какой-то очень интересной работы. Многие артисты рассказывали, что отказывались от ролей, становившиеся звёздными для их коллег, принесшим колоссальную славу другим. Поэтому я всегда открыт для предложений. Особенно стремлюсь работать с новыми режиссёрами, открывая для себя новые театры. Я человек гиперответственный. И когда понимаю, что совсем не разойдусь по времени, то могу отказаться, что бывает крайне редко. Если уж спектаклю при моём участии быть, то он случится невзирая ни на что.
– Сколько в вашей творческой копилке спектаклей и как широка их география?
– Таким подсчётом занимается моя жена Елена, поэтому могу назвать точную цифру – 224 спектакля. Сюда входят несколько переносов, но их не много. При этом при переносе спектакль всегда адаптируется и меняется. Работал я во многих местах. Например, в Японии в рамках Чеховского фестиваля принимал участие в постановке балета. Во Франции мы ставили спектакль вместе с Центром оперного пения Галины Вишневской. Нашу страну объездил много. Работал в таких маленьких городах, как Уссурийск. Много ставлю в Москве. Хотел бы поработать на Урале, так как этот регион пока прошёл мимо меня, а между тем там очень насыщенная театральная жизнь. В прошлом году сотрудничал с Омским театром драмы, что было для меня большим опытом.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Как все театральные люди, я суеверен, поэтому все планы раскрыть не могу, скажу лишь о некоторых из них. В Московском губернском театре Сергея Безрукова работаю над мюзиклом по мотивам фильма «Весёлые ребята». Также у меня сейчас несколько проектов в разных городах – по Островскому, Чехову и Гоголю. Это та драматургия, которая меня вдохновляет. Есть несколько предложений из московских театров, которые, надеюсь, будут иметь все шансы на осуществление.
– Что вы пожелаете Астрахани и её жителям?
– Прежде всего, призываю сохранять ту историческую среду, которой ваш город ценен и славится. В Астрахани необходимо создавать новые художественные пространства, которые могут возникнуть в зданиях заброшенных заводов и электростанции. Эти помещения нельзя потерять. У вас много замечательных художников, чьи работы нигде не экспонируются. Архитектурное наследие Астрахани должно оживать, а культурные проекты – развиваться. Сейчас во многих городах применяется столичный опыт освоения подобных мест. Но Москва – город совершенно иного ритма и других возможностей реализации. В Астрахани нужно постараться привязать всё это к местной ментальности. Хотелось бы, чтобы у вас не было такого визуального хаоса в плане вывесок, особенно на памятниках архитектуры и образцах исторической застройки. Если с некоторых домов убрать ужасные вывески и перестать их красить в дикие цвета, то город от этого только выиграет. За Астрахань нужно бороться.
Екатерина Некрасова