Найти в Дзене
Лев Валерич

"Неравный брак" - картина, перевернувшая сознание общества...

💬 ..."Когда стала известна история этой картины, общество взволновалось. Церковь была вынуждена осудить браки с большой разницей в возрасте"...

Добрый день друзья! В начале 1860 годов, русский художник Василий Пукирев, до этого не особо известный, написал картину, которая буквально перевернула сознание общества, она произвела эффект мощного взрыва, с серьезными последствиями.

Картина называлась "Неравный брак". На ней Пукирев изобразил молодую девушку, покорно выходящую замуж, за пожилого, я бы даже сказал, очень старого мужчину - явно ей не ровня.

Фрагмент картины "Неравный брак", художник Василий Пукирев, начало 1860 годов.
Фрагмент картины "Неравный брак", художник Василий Пукирев, начало 1860 годов.

Орден святого Владимира второй степени, который Пукирев поместил чуть ли не на первый план полотна, на грудь "молодожена", говорит о том, что человек, берущий в жены юную девочку, имел чрезвычайно высокое положение в обществе.

Сцена, изображенная художником, была нормальным явлением в то время, когда родители выдавали свою дочь замуж не по любви, а не побоюсь этого слова "за деньги".

Но полотно не всколыхнуло бы общество, если бы не оказалось, что это был.., автопортрет самого Пукирева. Я конечно утрирую, но художник действительно изобразил не только себя (на картине он крайний мужнина, справа), но и свою собственную трагедию.

Он написал картину, на которой выходила замуж его любовь, известно даже ее имя - Прасковья. Родители невесты посчитали, что никому неизвестный художник, да еще и выходец из крестьян, явно не пара их дочери.

Пукиреву было отказано в руке девушки, а сама она была отдана замуж за богатого, влиятельного, но очень старого человека.

Василий Пукирев, автопортрет примерно того периода, что и картина.
Василий Пукирев, автопортрет примерно того периода, что и картина.

После того, как картина увидела свет и стала известна ее история, общество взволновалось. Церковь была вынуждена осудить браки с большой разницей в возрасте. После этого количество неравных бракосочетаний резко пошло на спад, а выдача дочерей замуж "по расчету" стала порицаться.

А в искусстве, не только в живописи, но и в литературе появился новый жанр - "обличительный"...

В этом жанре, к примеру, работали такие писатели, как Николай Чернышевский и Михаил Салтыков-Щедрин, которые камня на камне не оставили от консервативных нравов и устоев общества, сложившихся в середине XIX века.

---

UPD. Я не вижу ничего плохого в традиции, когда родители подбирали пару своим детям, я вижу плохое в том, когда при этом в принципе не учитывалось мнение детей.

Когда мой дед посватался к бабушке, решение конечно же принимали ее родители, это был рубеж XIX-XX веков. Но перед этим прадед дал дочери возможность несколько месяцев пообщаться с потенциальным женихом.

И только после того, как бабушка сказала, что она любит того, кого предлагают ей в мужья, прадед дал свое добро на свадьбу. Это нормально и по-человечески, с любовью к своему ребенку, заботой о его будущем и своих внуках...

Они прожили семьей без малого 60 лет, сейчас у них только правнуков и праправнуков 76 человек.

---

Тут даже не консерватизм нравов, а их полное вырождение, в данном конкретном случае, я имею ввиду сцену на картине. Проблема заключается в том, что никого не интересует мнение и что чувствует молодая девушка, которую кладут в постель к очень пожилому мужчине.

И уж тем более никого не волнуют чувства и терзания молодого человека, который не смог стать женихом, только потому, что на момент сватовства, он еще не был тем, кем стал впоследствии - профессором, художником с мировым именем.

---

Времена поменялись, для современной молодой хищницы вот такой старичок с орденом был бы желанной жертвой, а не трагедией...

---

Обсудить в телеграмм-канале: ПЕРЕЙТИ