Византийская (Восточная Римская империя) была империей, которая заимствовала из античного мира систему ценностей, переложив ее на новый, христианский, каркас. Система ценностей, мировоззрение, мироощущения жителя Нового Рима было противоположностью античной чувственности, ведь Византия имела очень четкую христо-направленную эстетику и культуру.
Светского искусства, как у нас бы сейчас выразились, почти не существовало. Не существовало и художественной литературы. Вообще, такое понятие как «художественная литература» (или светская литература, как искусство, которое рассказывает о жизни и взаимодействии простого человека) редко встречается в Византии. Византия создала совершенно особый тип культуры - здесь рождалась и разрабатывалась церковная культурная традиция, но одновременно высоко ценились глубина знания античной мудрости, почитались и сохранялись, культурные достижения античности.
В Византии начинают развиваться исторические хроники, богословская литература, агиографии (жития святых). Византийские историки-хронографы, как правило, имели блестящее образование в античной традиции, особенно в античной риторике. Их произведения изобилуют цитатами из римских и греческих произведений, даже выписками из их трудов. Например, такие хроники как "Хроника Иоанна Скилицы" (11 в.) или "Тайная история" Прокопия Кессарийского оставили нам уникальные свидетельства не только военной стратегии, но нравов и интриг Константинополя. Заимствование, обобщение, собирание из древних источников приобретает новый смысл, оно больше не зазорно, если служит конкретной, высокой цели. И, безусловно, литургическая, религиозная литература, впервые появляются в Византии. Такие жанры как гимн, акафист, почти все до сегодняшнего дня сохранившиеся молитвы в русской традиции были переведены с греческого на русский. Такие гимнографы, как Роман Сладкопевец, Григорий Назианзи́н (Богослов), Андрей Критский, Иоанн Дамаски́н, Феодор Студи́т вошли не только в собор святых, но и оставили нам образцы византийской литературы.
Очень часто задаются вопросом – существовал ли в Константинополе античный театр? Театральные постановки возобновились лишь во время заката империи, в XIII - XIV веках н.э., театр существовал в народном, площадном варианте. Мимы, сатира, смехотворчество на многие столетия были вычеркнуты из официальной культурной жизни империи. Тем не менее, античные авторы и их пьесы изучались в университете, в монастырских школах, как произведения античной литературы. Неуважительное, порицательное отношение к лицедейству проходит через всю историю византийской империи. Театр остался площадным и простонародным, например, в Константинополе в XIV-м веке было 4 театра, но пьесы ставившиеся на подмотках были без мимов и фривольных сцен.
Центром жизни ромея был ипподром, который объединил элементы цирка и театра. Это был второй центр Империи после главного собора. Константинопольский ипподром (Большой ипподром или Большой цирк) был не только одним из самых грандиозных сооружений Константинополя, но и центром общественно-политической жизни столицы империи. Кроме состязаний колесниц и разнообразных зрелищ, здесь происходило оглашение императорских указов и иных распоряжений властей, устраивались триумфальные шествия и праздненства. Здесь кипели спортивные и политические страсти, враждовали между собой партии «зеленых» и «синих» (названные так по цвету одеяний возниц), а иногда вспыхивали народные восстания, самое известное из которых (восстание «Ника!») произошло в 532 году и едва не стоило трона императору Юстиниану.
Под императорской трибуной, на специальном балконе, располагались музыканты, а еще ниже находились ворота, через которые выезжали на арену колесницы. По центру арену пересекал невысокий каменный разделительный барьер (СпИна) шириной 10 метров, богато украшенный обелисками, статуями и колоннами. Ипподром был отголоском античности, симпатии к которой в итоге и погубили государство.
В Византии было множество образованных женщин. Не просто знающих грамоту, а оставивших большой след в культуре. Одной из таких женщин была Преподобная Кассия Константинопольская. В богослужебных книгах сохранились тексты 33 подлинных песнопений под именем Кассианы, Кассии монахини или Икасии. упразднися…»
Преподобная Кассия родилась между 800 и 810 годами в Константинополе в знатной семье. Она отличалась удивительной красотой и блестящим умом, известны ей эпиграммы, которые дошли до сегодняшних дней. Когда молодой император Феофил задумал жениться, тогда, по обычаю, в одном из залов дворца собрали двенадцать самых красивых девушек империи (в 821 или 830). Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберет своей невестой. Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать ее, он сказал: «Зло проистекло от женщины», подразумевая Еву. На это девушка ответила: «Да, но от женщины для нас проистекло и высшее благо», имея в виду, что через Богородицу, новую Еву, явилось спасение миру. Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что супруга превзойдет его, Феофил остановил выбор на святой Феодоре, которая впоследствии восстановила Православие.
Кассия основала монастырь на холме Евдомон, впоследствии названный монастырем Кассии. Там она после настоятельных увещеваний преподобного Феодора Студита приняла монашеский постриг и была избрана игуменьей. Ей принадлежат самогласны на дни памяти многих святых в Минеях и стихира на вечерне Рождества Христова: «Августу единоначальствующу на земли многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов . Сокровища своей созерцательной жизни преподобная Кассия переложила в прекрасные богослужебные песнопения, которые утвердили ее место в ряду величайших гимнографов Церкви и композиторов. В 20 веке произведения Святой Кассии переложили для ансамбля, музыка это поражает сложностью и одновременно покоем.
Известно выражение Святой Кассии: «Я ненавижу молчание, когда пришло время говорить».
Искусство Византии в своих наивысших проявлениях старалось показать, отразить Божественный свет. И часто у анонимных константинопольских мастеров, выработавших совершенно новые каноны в изобразительности, это получалось.