Ответьте мне на один вопрос: что сейчас перед вами?
Совсем непонятно? Тогда лучше спросить по-другому. С какой стороны к ЭТОМУ должен подъезжать автобус?
Да, ваши глаза вас не обманули. Это автобусная остановка, но не простая. Она, как бы вам это сказать, Осьминог. А всё потому, что сделана она не по типовому проекту, утверждённому в Генплане местного исполкома, а создана настоящим художником, и одним из самых видных архитекторов СССР, Зурабом Церетели.
Она такая не одна. В Абхазии их целое море, простите за каламбур.
Про них многие слышали, их постоянно фотографируют. Я часто видел, что их характеризуют словом «психоделические», но мне совсем не нравится такое определение. Оно мне кажется пошлым и совершенно не отражающим того, что скрывается за этими необычными архитектурными формами.
Вместо этого я лучше скажу, что они…
И я постараюсь объяснить, почему я так думаю.
Все они создавались примерно в один период времени - в 60-е годы прошлого века. А вы помните, чем знаменито это время в истории СССР?
Да вы правы, но нам это сейчас не очень-то интересно. Гораздо важнее в контексте моего рассказа то, что происходило в это время с архитектурой. Если коротко, то:
Умирает Сталин.
Во главе страны становится Хрущёв.
Хрущёв жёстко критикует Сталина, его правление и всё, что с ним связано.
Выходит постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (это тоже камень в огород Сталинской эпохи, ведь как раз Сталинский ампир предполагал наличие большого количества тех самых «излишеств»)
И после всего вышеперечисленного пришли они…
Типовое жильё - символ серости обыденной жизни. Практически каждый советский гражданин жил в панельной коробке, окружённой другими точно такими же коробками. Всё вокруг советского гражданина было типовым, ничего не уникально, никто не уникален. Типовая мебель, типовая квартира, типовой дом, типовой двор, типовая школа и люди тоже типовые. Никто не лучше, никто не хуже - все одинаковые.
Казалось бы, в таком периоде истории не найдётся места ярким и уникальным архитектурным решениям, но оно нашлось.
В мире серого и однотипного, на улицах южных городов СССР, где, как и по всей стране, идёт тотальная застройка типовым жильём, Церетели создаёт произведения, которые не служат памятниками, не прославляют ни партию, ни идеологию, не возвышаются над человеком, но существуют вместе с ним.
Конечно, художника, который создал такие работы, кричащие о своей индивидуальности, не могло не удручать то, во что постепенно превращалась его страна. Он видел как красивейшие места закатывают в бетон, а буйную и хаотичную природу заставляют подчиняться узкому человеческому представлению об этом мире. Он всё видел и хотел хоть что-нибудь этому противопоставить. Преображая советскую действительность, Зураб Церетели привнёс в жизнь простых людей немного своего хаотичного и уникального мировоззрения.
Надеюсь, что вам понравился мой рассказ.
Если это так, то подписывайтесь на ✏️SKETCHBOOK, впереди ещё много крутых эссе о том, как творится искусство, и кто его творит.