Часть 4: Особенности второго этапа обязательной маркировки бутилированной воды. Академично и по-житейски
Мы на собственном опыте убедились, что процесс обязательной маркировки бутилированной воды страшен только в теории. Практика всё отточит и поставит на свои места. Поэтому и призываем своих коллег и партнёров, не затягивая и не дожидаясь критичных сроков, спокойно и поступательно продвигаться вперёд по пути цифровизации.
«Глаза боятся, а руки делают!»
Что должны делать участники оборота маркированной бутилированной воды с 1 ноября
Производители (или импортёры), контрагенты (оптовики и дистрибьюторы) и предприятия розничной торговли обязаны посредством электронного документооборота передавать сведения об обороте товара (бутилированной минеральной и питьевой воды) в национальную систему маркировки «Честный ЗНАК».
Под электронными документами подразумеваются УПД – универсальные передаточные документы. Обмен УПД между контрагентами происходит при каждой смене собственника товара, сведения об этом передаются в «Честный ЗНАК».
УПД заверяется электронной подписью и считается юридическим документом.
Также участники оборота маркированной бутилированной воды должны подавать сведения в «Честный ЗНАК» о выводе товара из оборота по причине истечения срока годности, порче, утрате и прочее.
Посредством УПД ведётся объёмно-сортовой учёт продукции.
Отдельно про объёмно-сортовой учёт (ОСУ)
Объёмно-сортовой учёт (ОСУ) – это когда ведётся не поштучный учёт товара (т.е. указывается каждая бутылка с конкретным Data Matrix кодом), но УПД содержит сведения о GTIN-идентификаторе товара (международный код маркировки и учёта логистических единиц), наименование и количество товара.
Например:
Для партии минеральной природной столовой питьевой воды «Живея Кристальная» будет перечислено 6 позиций (у нас 6 товарных позиций в этой линейке: 0,33л, 0,5л, 1л негазированной и газированной воды).
***
А теперь выдыхайте, рассказываем всё человеческими словами.
Как работает система маркировки бутилированной воды – на втором этапе
До 1 марта 2023 года (начало следующего этапа) электронного считывания Data Matrix кодов пока происходить не будет.
Идея второго этапа в том, что все участники оборота воды должны отчитываться перед государством посредством системы «Честный ЗНАК» о том количестве воды, которое они купили либо продали.
Например:
Компания «Живея» состоит из нескольких структурных единиц (можете посмотреть на нашем официальном сайте)). АкваАльянс – это производство. Допустим «ЖИВЕЯ ЭКО» покупает у АкваАльянса партию «Живеи Кристальной» и показывает «Честному ЗНАКУ» сколько и какой воды она купила и далее сколько и какой воды продала оптовикам – дистрибьюторам, сетям, ресторанам, отелям и проч.
Далее уже оптовики показывают «Честному ЗНАКУ» сколько и какой воды купили у «ЖИВЕЯ ЭКО» и продали в розницу.
Процесс купли/продажи и есть смена собственника.
Вся эта цепочка касается только тех компаний, которые занимаются покупкой и перепродажей. Покупатели, юридические или физические лица, приобретающие воду для собственных нужд (выпивающие всё сами))), в этой цепочке не участвуют. И на них не лежит обязанность регистрации в «Честном ЗНАКЕ» и участие в электронном документообороте.
Передавая (продавая) товар таким участникам оборота бутилированной воды, продавец обязан сам выводить этот товар из оборота.
И ещё раз:
Вся соль второго этапа в цепочке, по которой движется товар. Мы, как производитель, продаём дистрибьютору, дистрибьютор продаёт, допустим, ресторану, а ресторан по чеку уже своим посетителям (это розница). В чеке написано – «Живея Кристальная» – всё, товар должен быть выведен из оборота. При этом все звенья цепочки отчитались перед «Честным ЗНАКом».
И вот эта вся история называется объёмно-сортовым учётом. Сколько и какой воды от кого и к кому ушло/пришло и затем выбыло из оборота.
Не так уж и сложно!
О печальном
Допустим такая ситуация. После 1-го ноября «ЖИВЕЯ ЭКО» продаёт партию воды дистрибьютору, который не зарегистрировался в «Честном ЗНАКЕ». И поэтому «ЖИВЕЯ ЭКО» вынуждена сама вывести из оборота этот товар и передать эти сведения «Честному ЗНАКу».
Допустим, далее этот дистрибьютор продал эту воду ресторану, который тоже не находится в «Честном ЗНАКе». Если проверяющие фискальные органы обнаружат это – и дистрибьютора и ресторан ожидает штраф до 100 тысяч рублей. Потому что у них у обоих будет факт продажи товара, выведенного из оборота.
Чтобы не было так печально, мы сейчас помогаем своим контрагентам чем можем. А можем мы, например, «прогнать» первые пробные транзакции обмена документами для того, чтобы убедиться, что всё работает. И 1 ноября у нас с этими контрагентами, с которыми всё отточено, не будет печалек и шока.
Про человечность «Честного ЗНАКа»
И в заключение хотим в качестве реверанса анонсировать чёткую работу сотрудников «Честного ЗНАКа». Мы, как производители, на всём пути внедрения системы идентификации своего товара и налаживания электронного взаимодействия не чувствовали себя брошенными выплывать в одиночку. Сотрудники и портал «Честный ЗНАК» оказывали и оказывают нам консультативную информационную помощь. Которой мы предлагаем воспользоваться каждому, кто испытывает трудности.
На портале размещено множество полезной организационной информации. Есть еженедельные встречи с ответами на вопросы. Вот ссылка: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/info/news/priglashaem-uchastnikov-oborota-upakovannoy-vody-na-ezhednevnye-vstrechi-po-tekushchemu-statusu-podg/
Успейте задать свои вопросы – ноябрь уже скоро!
А что вам будет, если вы после наших уговоров так и не включитесь систему обязательной маркировки бутилированной воды, читайте в нашей следующей статье))
*******************
Мы стараемся давать только качественную и проверенную информацию и надеемся, что она принесёт вам пользу. Если вы считаете, что в этот раз мы неплохо с этим справились – поставьте нам лайк)) Поддержите отечественного производителя ¯\_(ツ)_/¯