Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Женское лицо Победы. Штурман легендарной «пешки» 96-летняя Галина Брок-Бельцова посетила Беларусь

Оглавление

Днями в Беларуси побывала советская летчица, штурман прославленного в годы Великой Отечественной войны женского бомбардировочного авиационного полка, воевавшего на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 — боевых машинах, которые не все мужчины-летчики смогли «оседлать».

Галина Павловна Брок-Бельцова — штурман пикирующего бомбардировщика Пе-2 легендарного 125-го гвардейского женского авиаполка имени Героя Советского Союза Марины Расковой, участвовала в операции «Багратион» по освобождению Советской Белоруссии в 1944 году. На «пешке», как называли советские летчики самолет Пе-2, москвичка Галя Брок, которой не было тогда и двадцати лет, совершила 36 боевых вылетов. На фронте награждена двумя боевыми орденами, а еще и благодарностью Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина, завершила свою боевую биографию в воинском звании старшего лейтенанта советских Военно-Воздушных Сил.

-2

После войны Галина Павловна окончила исторический факультет МГУ, стала доктором исторических наук, в течении 60 лет работала преподавателем, обучая и воспитывая студентов. Ее перу принадлежит ряд книг, она стала главным героем хронико-документального фильма «Битва за небо». О ней и ее боевых подругах, которых прозвали «дневными фуриями» за их бесстрашие и мужество написаны статьи, книги, сняты фильмы.

В настоящее время Галина Павловна, несмотря на солидный возраст и недуг, ведет большую общественную и военно-патриотическую работу, так необходимую для сохранения исторической памяти и правды о событиях Великой Отечественной войны, участницей которых была она сама.

Справочно о женском гвардейском бомбардировочном полку имени Героя Советского Союза Марины Расковой, прошедшего славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря и удостоенного почетного наименования Борисовский за участие в освобождении Беларуси

Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, летчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными полками обеспечивали ввод в прорыв танковой группы на Орловско — Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, сильно укрепленной оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск — Орша. Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики, и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии.

За период Великой Отечественной войны полк совершил 1134 боевых вылета, сбросив на врага 980 тонн бомб.

За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм полк награжден орденами Суворова и Кутузова 2-й степени.

-3

О первых минутах Галины Брок-Бельцовой на белорусской земле

Приезд легендарной летчицы был организован Брестским городским исполнительным комитетом и лично его председателем Александром Рогачуком в рамках проводимого мероприятия «Историческая память. Женское лицо Победы», приуроченного к Году исторической памяти в Республике Беларусь.  96-летняя участница Великой Отечественной войны прибыла в город над Бугом поездом из Москвы, где на вокзале ее встретили с военным оркестром и хлебом-солью.

И первыми словами советской летчицы Галины Брок-Бельцовой были: «Счастлива быть здесь. Преклоняемся перед Беларусью», — сказала она, едва ступив на героическую брестскую землю.

А встречавший ее заместитель председателя Брестского горисполкома Виталий Щерба произнес в ответ такие искренние уважительные слова в адрес гостьи: «А мы — перед такими людьми, как Вы!»

Виталий Щерба, после слов приветствия, проинформировал Галину Павловну о программе ее пребывания в Бресте, о том, что предусмотрены и встреча с молодежью, и посещение мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», и просмотр спектакля «Не покидай меня» в академическом театре драмы Бреста. Добавив, с учетом возраста гостьи, что если предложенный план покажется Галине Павловне слишком утомительным, некоторые мероприятия можно исключить.

Но Галина Павлова, по-военному четко, ответила:

«Для меня каждая минута дорога в Бресте, поэтому ни о каком отдыхе речи быть не может», — сказала штурман легендарной «пешки», еще и добавив, что хочет как можно больше увидеть, сказать, воодушевить и настроить».

Из воспоминаний Галины Брок-Бельцовой о военной поре

«В октябре 1941 года, когда немцы рвались к Москве, весь наш класс пришел в райком комсомола и говорим: «Хотим защищать Москву», а я же 1926 года была, нас призывать тогда нельзя было, но самых спортивных из нашего класса отобрали и направили в авиационное училище. Так я попала в Московское Краснознаменное авиационное училище связи, которое готовило радистов, синоптиков и метеорологов для авиации.  Я училась на метеоролога и нам немного преподавали штурманскую подготовку, поэтому в 1943 году 9 человек с нашего потока отправили в Йошкар-Олу, в запасной авиационный полк, для переучивания на штурманов. Там мы, сперва, обучались на СБ и ТБ-3, а потом уже нас начали учить на Пе-2. Первое ощущение от Пе-2 — красивая хищная птица, очень красивая и скоростная машина, но и очень сложная.

В запасном полку мы учились летать зимой, летали в любую погоду, взлетная полоса ледяная, ощущение того, что летишь на земле, и не чувствуешь, когда отрывается самолет. А когда окончили обучение в запасном полку и нас выпустили в боевой полк, то там уже взлетали с грунтовых аэродромов. Мы, сперва, на земле изучали самолеты, а потом полеты. Взлет, построение, а скорость большая, 380-400, кажется, что соседний самолет сейчас тебе на крыло завалится, а чем плотнее строй – тем безопасней в случае атаки противника.

В апреле 1944 года мне присвоили звание младшего лейтенанта и направили в полк имени Марины Расковой. Первый боевой вылет. Мы его ждали чрезвычайно, потому что за нами в Йошкар-Олу прилетели старые летчицы полка — у каждой грудь в орденах, у одной орден Александра Невского, это у женщины-то! Нас в полку прекрасно встретили и единственное наше желание было – скорее в бой.  Все тщательно изучили и только тогда боевой вылет.

Взлетели, собрались над аэродромом, встали на курс, впереди «старики». Ориентировка очень сложная — на карте деревня, летишь — пепелище — ничего нет, нет деревни. На карте — лес, опушка, летишь – лесок вырублен. Что остается? Дорог много. Все поле изрешечено дорогами, сюда дорога, сюда дорога, и даже не поймешь, где основная дорога.

-4

И вот пересекли линию фронта, пожарища, дымовая завеса, ориентироваться тяжело, подлетаем к объекту, а он защищается зенитными установками, начинается обстрел. Разрыв над тобой черное облако, рядом огненный шар, слева свободно. Куда мы идем? В огненный шар, а, может, огненного шара там нет, там только пепел, образно говоря. И вот маневр, но маневрирует не каждый самолет отдельно, а только в строю, умение держаться в тесном, сомкнутом строю спасало, потому что кончился обстрел, жди истребителей. У нас все внимание на бомбометание, а они в это время атакуют. В первый вылет мы бомбили не по прицелам, а по ведущему, мы же еще ничего не понимаем, только начинаем работать в боевых условиях. Отбомбились, сфотографировали, разворачиваемся, идем домой. Вот первый вылет. На первом вылете мы мало что видели, мало что понимали. Нас вводили в бой обстрелянные, понюхавшие порох люди.

В 1944 году был еще такой случай — у нас на самолете моторы отказали. Мы тогда бомбили немецкими бомбами, пузатенькие такие, желтенькие, две по 500 кг, и вот как-то вылетели с ними, и один мотор отказал, а второй барахлить стал. Надо бомбы сбрасывать и возвращаться, а нам передают, что наши перешли в наступление, и мы все еще над ними летим, сбрасывать бомбы – значит отбомбиться по своим, а это расстрел. И мы приняли решение садиться с бомбами с одним, плохо работающим мотором. Летим, под нами укороченный аэродром истребителей, которые нас прикрывали, они ближе к линии фронта стояли, и мы туда, а он короткий, для бомбардировщика вдвое длиннее надо. Мы с бомбами идем, все в сторону шарахаются. Сели, аэродром кончается, тормозить нельзя и мы выкатываемся с бомбами за линию аэродрома.  Шасси подломились, дым коромыслом. Летчик выскочил, а меня зажало, у меня люк снизу, а там шасси подломилось, и я уже снизу вылезти не могу. Летчик, Тоська Спицына, выскочила, Райка, стрелок, тоже выскочила. Отбежали, мне кричат: «Галя, быстрее, а то взорвется».

В другой раз нас немножко задело в воздухе. Самолет еще управляем, но уже не так, еще и скорость уменьшилась, и мы стали отставать. Колонна оторвалась от нас, а мы уже вышли на линию бомбометания. Приняли решение, идем на цель одни. Отбомбились. Сфотографировали. Разворачиваемся, там бой идет, немцы атакуют нашу колонну, стрельба жуткая, но колонну-то наши истребители прикрывают, а мы одни. Солнце, прекрасное голубое небо, наш самолет никто не обстреливает, никто не атакует, задание выполнено и вдруг два фоке-вульфа. Увидели болтающийся один пикировщик и вперед.

Мне стрелок кричит, штурман, сверху, сбоку и летчик говорит мне — «Фокер», они так заходили, один спереди, один сзади. Стрелок и летчик видят, а я в другую сторону смотрела и не видела. Поворачиваюсь – на меня идет фоке-вульф, нормально идет, можно было стрелять. Я начинаю стрелять, стрелок стреляет, летчик стреляет. Немцы круг около нас организовали, то один заходит, то второй. Имитация того, что нас без конца атакуют. Атаку эту отбила, мне стрелок кричит: «Штурман, снизу фоке-вульф»! Вижу — идет, потом смотрю — его уже нет. И он появляется в «мертвой» зоне, на «пешке» снизу-сбоку — «мертвая» зона, куда не достает ни один из пулеметов. И вот фокер в этой «мертвой» зоне, близко так, видно лицо, шлемофон, рыжие волосы, а я его достать не могу. Стрелок опять кричит: «Фокер сзади». Я туда поворачиваюсь, а летчик начал машину из стороны в сторону бросать, потому немцы стреляют в нас, а мы не можем ответить. Летчик самолет из стороны в сторону бросает, трассы выше, ниже, немцы никак в нас попасть не могут. Еще раз заходят, с «мертвой» зоны, и вдруг отваливаются, наступает тишина, когда эти атаки начались в наушниках шум, крик, просто какой-то гвалт. И вдруг, почему мне это запомнилось, вместо этого шума и гвалта, наступает тишина необыкновенная, я смотрю, а сбоку два краснозвездных истребителя».

Свой первый боевой вылет гвардии младший лейтенант Галина Брок–Бельцова выполнила в небе Беларуси 23 июня 1944 года. А ко Дню Победы она дважды удостаивалась боевых наград: 26 марта 1945 года — орден Отечественной войны I степени, а 11 июня — орден Красной Звезды. Также Галина Павловна получила Благодарность от Сталина «За взятие порта и крепости Пиллау» и медаль «За взятие Кёнигсберга», которую она считает самой памятной наградой.

-5

И снова о встречах на белорусской земле

В пограничном Бресте Брок-Бельцова была впервые и, как все гости, знакомство с городом она начала с Брестской крепости. Галина Павловна возложила цветы к Вечному огню и почтила павших минутой молчания.  Для гостьи была проведена экскурсия по территории мемориального комплекса, а в музее директор комплекса «Брестская крепость-герой» Григорий Бысюк вручил летчице частицу земли из крепости для передачи Московскому военно-патриотическому парку культуры и отдыха Вооруженных сил РФ  «Патриот».

А затем Галина Павловна встретилась с молодежью в Брестском академическом театре драмы.

Сильная и мужественная женщина, показывающая личным примером величие советского воина, Галина Брок-Бельцова нашла в себе силы и посетила еще и один из районных центров Брестчины–Дрогичин, где также встретилась с молодежью.

-6

Вот как оценил событие председатель Брестского городского исполнительного комитета Александр Рогачук :

«В Год исторической памяти мы проводим много мероприятий. Но сегодняшний визит Галины Павловны — одно из самых эмоциональных мероприятий. Тут сочетание мужественности, гражданской позиции, очаровательной женственности. Это уникальный человек-легенда. Для города это яркое, запоминающееся событие».

-7

Во встречах с Галиной Брок-Бельцовой принимал также участие и помощник Президента Беларуси — инспектор по Брестской области Валерий Вакульчик, который подчеркнул:

«Весьма символично, что буквально вчера Глава государства проводил совещание с руководителями силовых ведомств, где отмечал вопросы необходимости более качественной, более системной работы военкоматов, для того, чтобы пересмотреть эти подходы, то же самое сегодня говорит она и нам, приводя примеры времен Великой Отечественной войны. Это преемственность поколений, это база, основа, на которой всегда стояла наша страна, наше общество».

Сама же Галина Павловна Брок-Бельцова выразила слова благодарности за столь теплый и душевный прием и на прощание сказала, что убедилась: в Бресте, в Беларуси  по-настоящему никто не забыт и ничто не забыто.

Автор: Владимир Касьянов