Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Арестован по приказу Кремля (правда и вымысел о деле Владимира Сушкова)

Сразу оговорюсь – это рассказ не о деле председателя Правительства Республики Мордовия Владимира Федоровича Сушкова, отправленного в феврале прошлого года в отставку вместе со своим кабинетом.

Наш рассказ – о другом Владимире Сушкове, заместителе министра внешней торговли СССР. Он был арестован в декабре 1985 года и осужден в 1987 году к 13 годам лишения свободы. По делу проходила также его жена – Валентина Сушкова которая работала в той же системе, в Управлении внешних сношений Госкомитета по науке и технике. Ей дали на два года меньше. Поэтому точнее вести речь о "деле Сушковых".

Владимир Николаевич Сушков обвинялся в том, что в нарушение ведомственной секретной инструкции принимал подношения от иностранных бизнесменов, с которыми заключал государственные контракты.

По роду своей деятельности Сушков был хорошо знаком со многими заправилами бизнеса и политики – директором FIATа Джанни Анъелли, американскими промышленниками, магнатами и политическими деятелями Уильямом Гарриманом, Джоном Рокфеллером и другими.

Те, кто хорошо знал Сушкова по работе, в целом характеризуют его как человека умного и порядочного. Об этом не принято говорить, но заводы ВАЗ в Тольятти и Камаз в Набережных Челнах – это во-многом его заслуга.

В.Н. Сушков. Фото РИА-новости. Автор - Виктор Чернов
В.Н. Сушков. Фото РИА-новости. Автор - Виктор Чернов

В дневнике Анатолия Черняева, заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС, а потом помощника М.С. Горбачёва, о Сушкове написано:

«…умный, компетентный, с характером человек, глубоко понимающий своё дело и свои задачи, менеджер высокого класса и, конечно, беспредельный циник, потому что каждый день сталкивается с нашей безрукостью, несостоятельностью, неспособностью быть на уровне требований «борьбы с американским империализмом».

Иногда пишут, что Сушкова арестовали в декабре 1985 года – прямо в Грановитой палате Кремля, после обеда с членами Американо-советского торгово-экономического совета, сопредседателем которого он являлся. Сам же Сушков утверждал, что арест был произведен в его квартире.

«Дело Сушковых» нередко упоминают в связи с «трегубовским делом», хотя они связаны лишь общей партийной кампанией, проводимой в масштабах страны по борьбе с «торговой мафией» и «нетрудовыми доходами».

«Трегубовское дело» было так названо по имени основного фигуранта - начальника Главного управления торговли Мосгорисполкома Николая Трегубова. Это были дела, по которым проходило свыше 10 тысяч торговых работников столицы. Основной закрытый судебный процесс начался 19 ноября 1985 года. По приговору от 8 сентября 1986 года, вынесенному по этому делу, было осуждено 25 человек. К смертной казни приговорён М.А. Амбарцумян (директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов, также приговоренный к ВМН, проходил по другому делу), остальные подсудимые получили от 8 до 15 лет лишения свободы.

-3

В нескольких публикациях о «деле Сушкова» сообщается, что после ареста у Сушковых было изъято какое-то немыслимое количество денег и драгоценностей. Читаем, например, в книге Виктора Соколова «Я уполномочен заявить»:

«Объемные тома уголовного дела Сушкова содержали данные об огромных взятках, хищениях инвалютных средств, должностные подлоги и прочее. У Сушкова при обыске было изъято 1 565 золотых брошей, кулонов с бриллиантами, перстней, колье на сумму более миллиона рублей, да ещё на полмиллиона ценного имущества (Газета «Труд» от 17.06.1987 г.). Масштабы контрабанды Сушкова были огромны»[1].

На самом деле, как мне представляется, эта информация не соответствует действительности. Подарки от иностранцев Сушков, конечно, принимал. Он и не отрицал это. Но размеры "нетрудовых доходов" явно преувеличены. Не случайно, видимо, еще в 1987 году старший помощник Генерального прокурора СССР В. Андреев в своем интервью «Аргументам и фактам» попытался этот момент несколько сгладить:

«Что касается конфискованных ценностей, то в публикациях по этому судебному делу упоминалась сумма в 1.5 млн. руб. Сушковых судили за меньшую сумму, а цифра в 1,5 млн. возникла оттого, что цена на золото за последние годы возросла».

Помощник Генпрокурора также заметил, что супруги Сушковы признали свою вину, чистосердечно раскаялись и «все до копейки ценности были возвращены государству».

А вот что сам Сушков вынужден был рассказать в зоне на сходке авторитетных воров о своем деле:

«Мое дело больше политическое, чем уголовное. Когда вышел закон о нетрудовых доходах, партией были организованы суды в МИДе, ГКЭСе и Внешторге. Надо было показать, что партия наказывает, невзирая на ранги. Не приемлет коррупцию, взяточничество. У нас решили арестовать замминистра Грушина. Но его предупредили. Он испугался и умер от инфаркта. Тогда выбор пал на меня. Я был непартийным боссом, а рядовым членом партии. Министр, замы, Ю. Брежнев – сын генсека, Комаров – бывший помощник министра внутренних дел – все они были депутатами, членами или кандидатами в члены ЦК. Сделали просто: посадили моего помощника в КГБ и заставили написать на меня донос. ...Утром трое штатских ворвались в квартиру, схватили, отвезли меня в Лефортовскую тюрьму, обыскали, раздели, надели на меня арестантскую одежду… Помощник написал, что я брал взятки с иностранцев. Я отрицал. Тогда меня стали шантажировать. Обвинили в связи с японской разведкой и в том, что у меня в швейцарских банках лежит валюта. Это, конечно, было неправда. Следователь дал понять что если признаю взятки, то обвинение в связи с японской разведки отпадет. Я 40 лет работал за границей и сфабриковать против меня обвинение в шпионаже и измене родине было очень легко. Я понял, что если не признаю получение взяток, то у меня быстро расстреляют…»[2].

Вот такая невеселая история. Что здесь является правдой, а что вымыслом, - судите сами.

Когда Сушковы находились в заключении, их дочь, инвалид первой группы, - умерла. Валентина Сушкова в колонии тяжело заболела, тоже стала инвалидом, через год после освобождения – скончалась.

Владимир Сушков был освобожден из заключения досрочно - в 1992 году. Через три года после этого В.Н. Сушков опубликовал книгу воспоминаний «Заключенный по кличке Министр»[3].

-4

[1]Соколов В.А. Я уполномочен заявить. Биографический очерк. Aegitas. 2020.

[2]Владимир Сушков. Арестован по приказу Кремля. Совершенно секретно. № 10. 1994 г.

[3] Сушков В.Н. Заключенный по кличке "Министр" [воспоминания бывшего заместителя министра внешней торговли] Москва: ТОО "Совершенно секретно", 1995.