Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Каждой войне нужны свои символические герои, чей подвиг мифологизируется и активно используется пропагандой. В Первую мировую в России таким символом стал казак Козьма Крючков. Портреты бравого усатого мужчины продавались везде, о нем писали в газетах, сам герой был главным гостем на патриотических мероприятиях. Появились даже конфеты "Геройские" с его портретом. И, конечно, были выпущены многочисленные плакаты, на которых образ Козьмы был представлен во всей красе.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Было принято изображать его на скачущем коне с пикой наперевес, притом на этой пике висели, пронзенные, несколько немецких солдат. Сам подвиг был совершен 14 августа 1914 года и заключался в том, что Крючков вместе с тремя товарищами атаковали превосходящие силы противника и лихим наскоком сумели многих перебить. Говорили, что лично Крючков убил 11 немцев, а всего было то ли уничтожено, то ли обращено в бегство 27 врагов.
За этот подвиг все четверо казаков были награждены Георгиевскими крестами, притом Козьма Крючков стал первым из награжденных.
Когда за него взялась пропаганда, казак оказался в непривычной для себя роли звезды. Надо сказать, что и эту роль он исполнял с достоинством, не зазнался, не потерял голову от восхвалений и хотел только одного — чтобы шумиха улеглась, и он мог вернутся на фронт. Все же поле боя было ему привычнее, чем банкетный стол, за которым ему пели осанну. Парень-то он был простой, незатейливый. В конце концов, его действительно вернули на фронт, где он продолжил свое ратное дело, был награжден двумя медалями «За храбрость» и еще одним Георгиевским крестом и дослужился до подхорунжего.
Когда началась революция, Крючков не задумывался, на чьей стороне быть. Не на большевистской. Когда в 1919 году донские казаки восстали против новой власти, он участвовал в этом выступлении и погиб. Так что понятно, почему в советских школах подвиг Козьмы Крючкова "не проходили". По идейным соображениям он не подходил для роли героя.
Читайте еще на моем канале:
А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении