Найти тему
Что не так?

Что не так с волосами Мишель Обама?

Для ответа на поставленный в заголовке вопрос предлагаю рассмотреть образ бывшей Первой Леди США Мишель Обама, ставшей общепризнанной иконой стиля с момента инаугурации ее супруга Барака Обамы. В масс медиа Мишель Обама называли «Второй Жаклин Кеннеди». За два срока президентства Барака Обамы выяснилось, что первая леди США отлично танцует, поет, не боится быть искренней и подавать пример другим женщинам. Она трижды появлялась на обложке Vogue и множество раз на обложках других именитых глянцевых журналов. Если попробовать разобрать образ Первой Леди, создаваемый профессиональными имиджмейкерами, нельзя не заметить, что ее волосы всегда идеально выпрямлены и уложены по канонам белой красоты. Форма прически и длина волос менялись на протяжении двух сроков президентства ее супруга, но независимо от формы и длины, волосы были прямыми.

Летом 2019 года в социальных сетях экс-Первой Леди США появляется первое фото, где она предстает перед аудиторией со своими натуральными кудрявыми волосами с мелким и частым завитком, на фото она дотрагивается до них. Фотография была сделана во время ее отпуска во Франции. Снимок моментально становится вирусным. В последующих публикаций и на телевидении Мишель Обама продолжает появляться с кудрявыми волосами.

-2

Комментарии зашкаливают, подписчики хвалят Мишель и называют королевой. Многие издания начинают спорить, утверждая, что волосы завиты благодаря перманентному составу для искусственной завивки и на самом деле, волосы Мишель – прямые. Здесь мы наблюдаем картину, как тиражирование стандартов красоты в обществе подменяет понятие естественности, когда постоянное повторение одного и того же становится нормой. Так, непрерывная демонстрация образа Первой леди США с прямыми, а точнее выпрямленными волосами рождает ложные ассоциации, словно волосы Мишель Обамы от рождения прямые.

Тем не менее, у некоторых подписчиков возникает резонный вопрос: «Почему только сейчас?» и, на мой взгляд, он остается открытым. Победа Барака Обамы на выборах в 2008 году вылилась в сумасшедшее ликование по всему миру, когда люди – американцы и неамериканцы демонстрировали радость, размещая на своих страница в социальных сетях восклицания «It’s Obama!». Он стал первым темнокожим Президентом в США и, на мой взгляд, это давало людям надежду на обновление жизни и глобальные перемены. Словно все «униженные и оскорбленные» увидели свет в конце тоннеля и этим светом на тот момент для них был Барак Обама. Вся семья Президента и он в том числе демонстрировали полную демократичность в вопросах питания и выбора одежды. Я полагаю, что Мишель Обама осознавала недолговечность президентского срока ее супруга. Когда, как не будучи Первой Леди страны попробовать изменить мир? Тем не менее Первая Леди продолжала носить выпрямленные волосы. Следует отметить, что к выпрямлению волос прибегали все представители семьи Президента женского пола: супруга, две дочери и мама.

Издание «TheBluePrint» сообщает нам, что глобальной целью Первой Леди было доказать, что правил не существует. Я считаю невозможным подобное доказательство без принятия себя, а следование канонам белой красоты чернокожей женщиной Первой Леди страны говорит нам об отрицании собственной идентичности и соблюдении правил, навязанных доминирующей группой.

Мы не можем выбрать себе цвет кожи, но каждое утро мы выбираем с какими волосами нас будут наблюдать в обществе, волосы афроамериканцев – это знак идентичности, а значит и отказ от натуральных волос – это тоже знак.

С другой стороны, можно попытаться разглядеть в образе Мишель Обама собирательный образ среднестатистической американки, в котором соединились особенности множества рас – представителей многоэтнического народа Америки. И тот образ, который запомнился нам как образ «Второй Жаклин Кеннеди» по сути является карнавальным костюмом. Данный пример демонстрирует, как волосы становятся неким спекулятивным знаком, применение которого выстраивается по законам уместности. Как саамы не используют саамский язык в присутствии представителей доминирующих этнических групп, считая его неуместным, так известные представители темнокожих спекулируют на знаках своей этнической принадлежности, конструируя новую идентичность, более собирательную и тем самым более размытую. Важными составляющими такой спекуляции являются популярность субъекта, его выгода и разница в транслируемых образах. Различить это размежевание в образах «Второй Жаклин Кеннеди» и экс-Первой Леди США достаточно просто. «Отбеливание» собственного «я» под каноны и ожидания других культур есть ничто иное, как спекуляция.

Рассмотрев один (но не единственный) знак - волосы -, мы получили наглядный пример искусственного конструирования идентичности с целью более выигрышного представления себя посредством спекуляции знаком. Такое отношение к знакам собственной этнической принадлежности может рождать ложное ощущение дозволенности возможности их присвоения другими группами.