Найти тему

Теория цвета для фотографа. Основные сочетания

Оглавление

Поскольку цифровая фотография, как правило, диктует нам работу с цветом, то для удобства управления цветом и получения лучшего восприятия наших работ удобно использовать цветовые круги.

Цветовой круг

Самая распространенная система организации цвета, и та в которой мы видим результат на экране монитора - это rgb.

Цветовой круг RGB используется во всех устройствах вывода (телефон, планшет, монитор, фотоаппарат)
Цветовой круг RGB используется во всех устройствах вывода (телефон, планшет, монитор, фотоаппарат)

Он представляет из себя круг с разноцветными секторами. Основными цветами являются красный, зеленый и синий. Они равноудалены друг от друга и находятся под углом 120 градусов. Все остальные цвета получаются при сложении основных. У красного (red) зеленого (green) и синего (blue) есть цвета противоположные, т.е. Расположенные на противоположной части круга у красного это голубой (cyan), у зеленого это пурпурный (magenta), у синего это желтый (yellow). Второй системой организации цвета (признанной до сих пор) является цветовой круг Иттена, которая с незапамятных времен используется в живописи.

Цветовой круг Йоханесса Иттена используемый в живописи
Цветовой круг Йоханесса Иттена используемый в живописи

Цвета здесь так же организованы в виде круга. Основными цветами являются красный, желтый и синий. Фотография на заре своего существования и довольное долгое время развития пыталась подражать живописи, поэтому многие приемы и художественные решения пришли именно из живописи.

В этой ставьте все цветовые сочетания будем рассматривать с точки зрения круга Иттена. Существует 6 основных схем сочетания цветов, давайте их рассмотрим:

1. Монохромная схема

-3

В этой схеме используются цвета одного оттенка, меняется только яркость и насыщенность. Это очень спокойная схема и не контрастная, однако с помощью нее можно делать весьма впечатляющие работы, к тому же чем меньше цветов, тем легче их сочетать.

Именно этого основного правила я и придерживаюсь в обработке. Основной задачей цветокоррекции является уменьшение количества оттенков.
-4

Не смотря на простоту этой схемы, не советую стремиться только к ней. Для улучшения навыков сочетания цветов стремитесь работать несколькими оттенками. (да и на практике достаточно скучно работать только в одной цветовой схеме)

2. Аналоговая схема

-5

В этой схеме используются цвета из одного сектора, т.е. сближенные цвета. Они часто встречаются в природе, именно так выглядят реалистичные градиенты. (переходы цвета на небе, воде, цветах и тд)

Это очень спокойная схема и я часто использую ее для портретов. Картину или фотографию с такими цветами приятно повесить на стену и любоваться ею. Сближенные оттенки не раздражают глаз.

-6

3. Комплиментарная схема

-7

Наиболее распространенное сочетание на данный момент. И наиболее практически применимая схема (не считая монохромного сочетания)

Представляет из себя пару цветов расположенных на противоположных участках круга. Такие цвета называют комплиментарными или дополнительными. Такая схема очень часто встречается в кино, фотографиях, картинах.

Эта схема является наиболее контрастной, фотографии с такими цветами, сразу привлекают внимание. Я использую эту схему чаще в очень ненасыщенных тонах. Так, что доминантный цвет это модель, а фон залит в противоположные тона.

-8
80% портфолио у меня выполнено в этой схеме. Посмотреть можно здесь: https://vk.com/pavel_vozmischev

4. Раздельная комплиментарная триада.

-9

Представляет из себя почти копию комплиментарной схемы с той лишь разницей, что один из противоположных оттенков заменяется на 2 соседних. Таким образом получается довольно контрастная схема с большим количеством цветов.

-10

5. Триада

-11

Представляет из себя схему с 3 цветами, которые равноудалены друг от друга. Классическими цветами считаются красный, синий и желтый. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. (но справедливости ради, можно использовать такую съему и с другими оттенками)

-12

6. Прямоугольная

-13

Представляет собой 2 пары комплиментарных. Самая сложная схема, из-за большого количества оттенков, труднее сочетать такие цвета. Обладает самым большим разнообразием цветов. Цвета здесь несхожи по тону, но также комплиментарны. За счет этого образ будет динамичным, игривым и ярким. (такая схема очень часто наблюдается у художников импрессионистов, или при съемке пейзажей)

-14
Сложные цветовые схемы чаще всего мы не контролируем на съемке. Эти цвета уже есть в кадре и главное их не потерять на обработке. И даже если мы уйдем в комплиментарную или монохромную схему - ничего страшного не произойдет.

Подводя итог могу сказать, что на практике не всегда мы выбираем цветовую схему на съемке. Приходится придумывать и экспериментировать на обработке. Но, тем не менее, работа с цветом очень интересна и приносит всегда неожиданные результаты.

Спасибо что дочитали!

------------------------------
Подборка полезных статей по фотографии:
1.
Как фотографу начать снимать за границей?
2.
Как фотографировать стильно вне фотостудий
3.
Лайфхаки для свадебной фотосессии - 25 советов невесте
4.
Основные позы при съемке пары
5.
Идеальный тайминг свадебного дня

#фотография #цветовойкруг #фотошоп