Поскольку цифровая фотография, как правило, диктует нам работу с цветом, то для удобства управления цветом и получения лучшего восприятия наших работ удобно использовать цветовые круги.
Цветовой круг
Самая распространенная система организации цвета, и та в которой мы видим результат на экране монитора - это rgb.
Он представляет из себя круг с разноцветными секторами. Основными цветами являются красный, зеленый и синий. Они равноудалены друг от друга и находятся под углом 120 градусов. Все остальные цвета получаются при сложении основных. У красного (red) зеленого (green) и синего (blue) есть цвета противоположные, т.е. Расположенные на противоположной части круга у красного это голубой (cyan), у зеленого это пурпурный (magenta), у синего это желтый (yellow). Второй системой организации цвета (признанной до сих пор) является цветовой круг Иттена, которая с незапамятных времен используется в живописи.
Цвета здесь так же организованы в виде круга. Основными цветами являются красный, желтый и синий. Фотография на заре своего существования и довольное долгое время развития пыталась подражать живописи, поэтому многие приемы и художественные решения пришли именно из живописи.
В этой ставьте все цветовые сочетания будем рассматривать с точки зрения круга Иттена. Существует 6 основных схем сочетания цветов, давайте их рассмотрим:
1. Монохромная схема
В этой схеме используются цвета одного оттенка, меняется только яркость и насыщенность. Это очень спокойная схема и не контрастная, однако с помощью нее можно делать весьма впечатляющие работы, к тому же чем меньше цветов, тем легче их сочетать.
Именно этого основного правила я и придерживаюсь в обработке. Основной задачей цветокоррекции является уменьшение количества оттенков.
Не смотря на простоту этой схемы, не советую стремиться только к ней. Для улучшения навыков сочетания цветов стремитесь работать несколькими оттенками. (да и на практике достаточно скучно работать только в одной цветовой схеме)
2. Аналоговая схема
В этой схеме используются цвета из одного сектора, т.е. сближенные цвета. Они часто встречаются в природе, именно так выглядят реалистичные градиенты. (переходы цвета на небе, воде, цветах и тд)
Это очень спокойная схема и я часто использую ее для портретов. Картину или фотографию с такими цветами приятно повесить на стену и любоваться ею. Сближенные оттенки не раздражают глаз.
3. Комплиментарная схема
Наиболее распространенное сочетание на данный момент. И наиболее практически применимая схема (не считая монохромного сочетания)
Представляет из себя пару цветов расположенных на противоположных участках круга. Такие цвета называют комплиментарными или дополнительными. Такая схема очень часто встречается в кино, фотографиях, картинах.
Эта схема является наиболее контрастной, фотографии с такими цветами, сразу привлекают внимание. Я использую эту схему чаще в очень ненасыщенных тонах. Так, что доминантный цвет это модель, а фон залит в противоположные тона.
80% портфолио у меня выполнено в этой схеме. Посмотреть можно здесь: https://vk.com/pavel_vozmischev
4. Раздельная комплиментарная триада.
Представляет из себя почти копию комплиментарной схемы с той лишь разницей, что один из противоположных оттенков заменяется на 2 соседних. Таким образом получается довольно контрастная схема с большим количеством цветов.
5. Триада
Представляет из себя схему с 3 цветами, которые равноудалены друг от друга. Классическими цветами считаются красный, синий и желтый. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. (но справедливости ради, можно использовать такую съему и с другими оттенками)
6. Прямоугольная
Представляет собой 2 пары комплиментарных. Самая сложная схема, из-за большого количества оттенков, труднее сочетать такие цвета. Обладает самым большим разнообразием цветов. Цвета здесь несхожи по тону, но также комплиментарны. За счет этого образ будет динамичным, игривым и ярким. (такая схема очень часто наблюдается у художников импрессионистов, или при съемке пейзажей)
Сложные цветовые схемы чаще всего мы не контролируем на съемке. Эти цвета уже есть в кадре и главное их не потерять на обработке. И даже если мы уйдем в комплиментарную или монохромную схему - ничего страшного не произойдет.
Подводя итог могу сказать, что на практике не всегда мы выбираем цветовую схему на съемке. Приходится придумывать и экспериментировать на обработке. Но, тем не менее, работа с цветом очень интересна и приносит всегда неожиданные результаты.
Спасибо что дочитали!
------------------------------
Подборка полезных статей по фотографии:
1. Как фотографу начать снимать за границей?
2. Как фотографировать стильно вне фотостудий
3. Лайфхаки для свадебной фотосессии - 25 советов невесте
4. Основные позы при съемке пары
5. Идеальный тайминг свадебного дня
#фотография #цветовойкруг #фотошоп