Найти тему
Коммерсантъ

«Объединили три славянских народа»

Кремль так и не прокомментировал присуждение Нобелевской премии мира центру «Мемориал». Организация признана иноагентом и ликвидирована. 7 октября она, а также правозащитники из Украины и Белоруссии стали лауреатами престижной награды. В Госдуме, Совете федерации и президентском Совете по правам человека это решение раскритиковали. Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что Нобелевка себя дискредитировала. Остались недовольны списком награжденных и в Киеве. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич считает, что возмущение чиновников доказывает их неспособность сделать то, что удалось Нобелевскому комитету.

   Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Как это часто бывает, сначала выбор комитета Нобелевской премии мира вызывает недоумение. Почему эти, а не те? Как связаны лауреаты друг с другом? Иногда награжденный остается спорной фигурой на протяжении многих лет, как это случилось с экс-президентом США Бараком Обамой или палестинским политическим деятелем Ясиром Арафатом, например. Но если поразмыслить, можно прийти к выводу, что жюри понимает что-то важное и глубокое в происходящем.

2022 год не стал исключением. В отличие от миллиардера Илона Маска, который на прошлой неделе ловил хайп своими твитами и голосованиями по решениям российско-украинского и китайско-тайваньского конфликтов, в Осло думали дольше и тщательнее. Презентуя победителей, руководительница норвежского Нобелевского комитета Берит Рейсс-Андерсен заявила, что лауреаты воплотили в жизнь идею Альфреда Нобеля о «мире и братстве» между народами.

И действительно, похоже, своим решением норвежцы сделали то, что так настойчиво, но тщетно много лет пытается воплотить в жизнь Кремль — объединили три славянских народа. В прошлом Нобелевки регулярно удостаивались политики, положившие конец противостоянию друг с другом. В 2022 году отмечены те, кто еще способен этот путь искать.

Как точно подметила глава украинского Центра гражданских свобод Александра Матвейчук : «Сейчас говорят армии, потому что раньше голоса правозащитников в нашем регионе не были слышны». К слову, награжденные уже поздравили друг друга. За исключением белорусского правозащитника Алеся Беляцкого, который больше года находится в заключении в ожидании суда по обвинению в налоговых преступлениях.

Против выступили только политики. О неправильности общей премии высказались советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк и руководитель Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев. Не нравится им такое единство. Не отвечает оно официальным доктринам. И это лишний раз подчеркивает мудрость нобелевского выбора.

Впрочем, глядя на постсоветскую сборную правозащитников, нельзя не отметить нашего участника тройки. Признанный иностранным агентом и ликвидированный решением суда «Мемориал» узнал о мировой славе прямо в коридорах суда, где в тот же день было решено выселить просветительское общество из здания на Каретном ряду. К счастью, награда досталась не какому-то конкретному юридическому лицу, а движению или даже явлению в целом, которое нельзя лишить регистрации, выгнать или запретить существовать.

Это три десятилетия кропотливого сохранения памяти о жертвах сталинских репрессий — та самая настоящая историческая правда, кстати, тоже общая для россиян, украинцев и белорусов. Чтобы иметь в будущем возможности для примирения, крайне необходимо не забывать наше прошлое и оберегать простых людей в настоящем. Все-таки очень верно решили в норвежском Нобелевском комитете. Вот бы и политики в наших странах думали так же.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru