Кремль так и не прокомментировал присуждение Нобелевской премии мира центру «Мемориал». Организация признана иноагентом и ликвидирована. 7 октября она, а также правозащитники из Украины и Белоруссии стали лауреатами престижной награды. В Госдуме, Совете федерации и президентском Совете по правам человека это решение раскритиковали. Глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что Нобелевка себя дискредитировала. Остались недовольны списком награжденных и в Киеве. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич считает, что возмущение чиновников доказывает их неспособность сделать то, что удалось Нобелевскому комитету.
Как это часто бывает, сначала выбор комитета Нобелевской премии мира вызывает недоумение. Почему эти, а не те? Как связаны лауреаты друг с другом? Иногда награжденный остается спорной фигурой на протяжении многих лет, как это случилось с экс-президентом США Бараком Обамой или палестинским политическим деятелем Ясиром Арафатом, например. Но если поразмыслить, можно прийти к выводу, что жюри понимает что-то важное и глубокое в происходящем.
2022 год не стал исключением. В отличие от миллиардера Илона Маска, который на прошлой неделе ловил хайп своими твитами и голосованиями по решениям российско-украинского и китайско-тайваньского конфликтов, в Осло думали дольше и тщательнее. Презентуя победителей, руководительница норвежского Нобелевского комитета Берит Рейсс-Андерсен заявила, что лауреаты воплотили в жизнь идею Альфреда Нобеля о «мире и братстве» между народами.
И действительно, похоже, своим решением норвежцы сделали то, что так настойчиво, но тщетно много лет пытается воплотить в жизнь Кремль — объединили три славянских народа. В прошлом Нобелевки регулярно удостаивались политики, положившие конец противостоянию друг с другом. В 2022 году отмечены те, кто еще способен этот путь искать.
Как точно подметила глава украинского Центра гражданских свобод Александра Матвейчук : «Сейчас говорят армии, потому что раньше голоса правозащитников в нашем регионе не были слышны». К слову, награжденные уже поздравили друг друга. За исключением белорусского правозащитника Алеся Беляцкого, который больше года находится в заключении в ожидании суда по обвинению в налоговых преступлениях.
Против выступили только политики. О неправильности общей премии высказались советник руководителя офиса президента Украины Михаил Подоляк и руководитель Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев. Не нравится им такое единство. Не отвечает оно официальным доктринам. И это лишний раз подчеркивает мудрость нобелевского выбора.
Впрочем, глядя на постсоветскую сборную правозащитников, нельзя не отметить нашего участника тройки. Признанный иностранным агентом и ликвидированный решением суда «Мемориал» узнал о мировой славе прямо в коридорах суда, где в тот же день было решено выселить просветительское общество из здания на Каретном ряду. К счастью, награда досталась не какому-то конкретному юридическому лицу, а движению или даже явлению в целом, которое нельзя лишить регистрации, выгнать или запретить существовать.
Это три десятилетия кропотливого сохранения памяти о жертвах сталинских репрессий — та самая настоящая историческая правда, кстати, тоже общая для россиян, украинцев и белорусов. Чтобы иметь в будущем возможности для примирения, крайне необходимо не забывать наше прошлое и оберегать простых людей в настоящем. Все-таки очень верно решили в норвежском Нобелевском комитете. Вот бы и политики в наших странах думали так же.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".
Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru