Слушает ли ваш ребенок аудиосказки? А вы любите взять в руки книгу, перелистывать страницы, перечитывать отдельные эпизоды несколько раз или чаще слушаете аудиокниги?
Читайте дальше, и вы узнаете, чем полезны для детей аудиокниги, где их взять и когда слушать.
Когда мой старший сын был маленьким, аудиокниги выпускались на кассетах. Это было так по-современному, найти их было достаточно сложно, но при желании возможно. Для прослушивания требовался магнитофон, так что пришлось даже подарить ему свой собственный агрегат. Мы включали кассету и наслаждались интонационной игрой актеров аудиоспектаклей. Смеялись, обсуждали услышанное, например, когда слушали О. Генри «Вождь краснокожих».
Потом кассеты сменились на диски, их было больше, продавались везде и всюду. Кроме сказок можно было купить даже тематические энциклопедии для дошкольников и младших школьников. Он приходил из детского сада или из школы, включал любимые произведения и собирал что-то из конструктора. Это мы называли «надо отдохнуть».
Сейчас еще проще: набрал в браузере название сказки и слушай, даже скачивать необязательно. Правда, есть одно НО: прежде чем слушать сказку с ребенком, надо взрослому убедиться, что читает ее актер или кто-то другой выразительно, без ошибок в произношении, с правильными ударениями и четкой дикцией.
Помню сказку «Хитрая улитка» Анатолия Матвеева, в которой было замечательное музыкальное сопровождение в стиле кантри. Сказка о том, как улитка обогнала лошадь, была самой востребованной у нас. Мы пели всей семьей эти бодрые и веселые песенки Лошади. «Шмель Жора и температура» этого же автора поднимала настроение во время болезни. Песня старухи Температуры придавала сил и веру, что ребенок обязательно скоро выздоровеет. Уговаривать сына пить чай, морс и компот не пришлось, сказка за меня это сделала. Была приятно удивлена, когда увидела, что их оцифровали. Ищите и слушайте, вам точно понравится.
Поделюсь сначала своими наблюдениями, как мама. Все дети очень разные. Дочь намного младше сына, и аудиосказки ею приняты были не сразу. И даже могу объяснить, почему, как психолог? Это напрямую связано с тем, в каком возрасте дети приобщились к телевизору, телефону и планшету, и что было первично: аудиосказка или телевизор. Сын сначала слушал аудиосказки, а потом начал смотреть мультфильмы, причем строго в определенное время, указанное в программе телепередач, вечером «Спокойной ночи, малыши!», по пятницам, например, «Никуся с Марусей вас приглашает в гости» - передача областного телевидения с обязательным мультфильмом в конце. Только ближе к школе появились диски с любимыми мультфильмами.
А дочь росла в другое время, и первыми были, к сожалению, мультфильмы. Они ярче и легче для восприятия, потому что опираются на зрительные анализаторы. А аудиосказки сложнее для восприятия, надо концентрировать внимание и удерживать его без опоры на зрительный образ (картинок - то нет). Но я смогла привить ей любовь к аудиосказкам, при этом я ни в коем случае не запрещала смотреть ей телевизор, просто чередовала одну деятельность с другой.
А хотите, проведите эксперимент, предложите современному дошкольнику посмотреть советские мультфильмы. Не все будут смотреть их с удовольствием. Почему? Не только потому, что тематика другая, а еще и потому, что сняты они по-другому. Быстрее, динамичнее, иногда даже без слов, только музыкальное сопровождение. Мозгу порой нечего анализировать, все просто, не надо напрягаться.
Вернусь к аудиокнигам. Есть аудиосказки для малышей. Важно научить ребенка их слушать. Для этого необходимо дать ему в руки бумажный вариант. Так он не будет никуда убегать, малыш будет занят делом: рассматривать иллюстрации, перелистывать страницы, о чем-то спрашивать вас.
Начинаем слушать сказки в полной тишине и спокойствии, полностью концентрируясь на звучащей истории. Такой навык пригодиться в школе: внимательно слушать и воспринимать информацию на слух. Никакого фона: включенного телевизора, веселой музыки, ничто не должно отвлекать ребенка.
А еще лучше, если вы придумаете ритуал для чтения: каждый раз включайте торшер, садитесь на удобный диван или большое кресло, наливайте чашку теплого молока или чая и наслаждайтесь таинством слова.
Обязательно после прослушивания задаем малышу пару вопросов, чтобы убедиться в том, что ребенок услышал и понял сказку, делитесь впечатлениями.
«Кто из героев тебе больше всего понравился? Запомнился?»
«Кого встретил Колобок в лесу?»
В возрасте 4 лет после прослушивания и обсуждения сказки нарисуйте понравившихся героев.
Научились слушать сказки в тишине, осваивайте следующий шаг. Во время прослушивания дети любят лепить из пластилина, рисовать, конструировать. Распечатайте раскраску с изображением героя и предложите дошкольнику слушать и раскрашивать. Делать два дела одновременно – это же здорово! Любит возиться с пластилином - дайте в руки пластилин: пещеры для гномов, долины для мумми-троллей, цветочные полянки для Дюймовочки.
А обсуждение и обмен мнениями не отменяется в любом возрасте. Мы как-то с сыном в санатории обсуждали книгу Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Наш разговор слышал невольно муж, и что вы думаете, спустя некоторое время он решил перечитать ее тоже, а следом и другие произведения автора. Вот так бывает!
Прослушивание аудиокниг не отменяет их чтения самим ребенком, а дополняет и расширяет. Какие-то книги приятно читать, а какие-то слушать. Например, «Три товарища» Эриха Марии Ремарка я буду только читать, а вот книгу Татьяны Мужицкой «Брать, давать и наслаждаться» переслушиваю в исполнении автора уже в который раз. Божественный голос, богатейшая интонация. Попробуйте, вы будете в восторге!
Только прослушивание аудиокниг может не стимулировать детей к их прочтению, так как это два разных дела и требуют от ребенка два разных умения.
Почему именно аудиосказки?
1. Экономят семейный бюджет. Их не надо покупать!
2. А можно купить и собрать фонотеку из собственных дисков. Это не реклама, только лишь мой собственный обзор, перечисляю то, чем пользовалась сама. Озон предлагает сказки в разных форматах CD, MP3, с наклейками и рисунками, электронные книги, которые присылаются на электронный адрес, указанный вами в заказе. Издательство «Елена» предлагает серию аудиоэнциклопедий, рассказанных Чевостиком. Их видела на Wildberries. Подобный формат удобно слушать в машине с диска или флешки, так как интернет бывает неустойчивым во время путешествий, либо он нужен для навигатора, и телефон не справляется, чтобы одновременно слушать сказку и показывать ситуацию на дороге.
3. Можно слушать везде: в дороге, от них не укачивает в отличие от мультфильмов и игр на телефоне; в поликлинике, не надо призывать к тишине или успокаивать утомленного ребенка, дома перед сном.
4. Не вызывают привыкания и берегут глаза в отличие от гаджетов.
5. Развивают слуховое внимание, умение слушать и слышать учителя, образную память, тренируют мозг.
6. Помогают ребенку познать окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Например, аудиокнигу Евгения Шварца «Первоклассница» дочь первый раз слушала в подготовительной группе детского сада и иногда слушает даже теперь, обучаясь в третьем классе.
7. Позволяют делать два дела одновременно: рисовать и слушать, лепить и слушать, собирать конструктор и слушать. Это лучший фон, если сравнивать с включенным телевизором.
8. Прививают интерес к литературе, не к чтению.
9. Развивают эмоциональный интеллект ребенка, так как дети учатся сопереживать герою, подражать их действиям.
10. Наполняют содержанием общение взрослого с ребенком.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Обязательно ставьте 👍!
Похожие статьи:
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!