Продолжаю публикацию статей из серии: «Ляпы школьного учебника истории древнего мира». Сегодня я коснусь темы спартанского воспитания детей в Древней Греции. В школьном учебнике в рубрике «Спартанское воспитание» говорится, что «Отец должен был отнести новорожденного к старейшинам. Те осматривали ребенка и если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва в пропасть». Сообщения о спартанском обычае умерщвлять хилых и увечных младенцев встречаются у Платона «В государстве» и у Плутарха в жизнеописании Ликурга. Жаль, что именно в школе ученики усваивают многие искаженные взгляды на историю древней Греции, возникшие еще в 19 веке. «Платон мне друг, но истина дороже», гласит известное высказывание и на основании имеющихся фактов, я опровергну мнение древних летописцев, упрекающих спартанцев в кровожадности.
Во-первых, греческие хроники грешат преувеличением фактов. Доказательством этому было обнаружение историками после сравнения одних и тех же фактов и их изложений в греческой и римской хрониках. Плутарх жил достаточно поздно, (46 – 127 годы до новой эры), когда Греция входила в состав Римской империи около 200 лет. Поэтому философ мог толком и не знать всех обстоятельств событий жизни спартанцев в эпоху их расцвета, то есть – событий 500 летней давности. Именно Плутарх оказался одним из первых, кто способствовал распространению легенды о том, что «если ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам, считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе». Апофеты – дословно «Место отказа», это скальный обрыв на горном хребте Тайгета.
При этом в биографиях других спартанских деятелей, написанных Плутархом, есть противоречащие этому факты. Например, в повествовании о спартанском царе Агесилае сам же Плутарх сообщает, что тот был хромым с рождения и вырос по спартанским меркам очень низким. Тем не менее, Агесилай прожил более 80 лет и руководил спартанской армией в нескольких войнах и походах. Что касается авторитета Платона, то именно в отношении него прозвучала легендарная фраза древнегреческого философа Сократа: «Платон мне друг, но истина дороже». Выступая перед своими учениками и добровольными слушателями, Сократ настоятельно советовал им не оглядываться на авторитеты в вопросах, касающихся поиска правды и истины. Повествование Платона о чудовищном обычае спартанцев убивать уродливых младенцев является такой же выдумкой, как сказочный рассказ об Атлантиде.
Во-вторых, учитывая малочисленность населения древней Спарты и воинственность спартиатов, просто немыслимо, чтобы старейшины так расточительно относились к скудным людским ресурсам. Численность собственно спартанцев никогда не превышала 30 000 человек, из которых только 1/6 часть была боеспособными мужчинами. Напомню, что в лучшие времена спартанцы без вспомогательных сил илотов, периэков и союзников могли выставить войско, состоящее из полноправных граждан, до 5000 человек. Поэтому потеря 400 воинов в проигранной битве при Левктрах была для лакедемонян катастрофой. В 5 веке до новой эры военная мощь Спарты ослабла именно по причине непрерывных войн и, как следствие, больших людских потерь. Поэтому спартанцы как никто были заинтересованы в продолжении рода.
В-третьих, сегодня историки опровергли расхожий миф как небылицу о том, что спартанцы сбрасывали болезненных младенцев со скалы. Археологические раскопки, произведенные в ущелье, где по легенде убивали детей, позволили снять с древних лакедемонян страшное обвинение. Потратив пять лет на анализ человеческих останков, извлеченных из ущелья Апофеты, ученые обнаружили, что среди умерших – юноши и взрослые мужчины в возрасте от 18 до 35 лет. Исследование проводил сотрудник факультета медицинской антропологии Афинского университета Теодорос Пициос. Найденные кости датируются примерно 6 – 5 веками до новой эры и принадлежат 46 мужчинам. Это подтверждает другой архивный источник информации, согласно которому спартанцы сбрасывали в ущелье Каэдас у подножия хребта Тайгета неподалеку от Спарты пленников, предателей и преступников.
Таким образом, про спартанский обычай сбрасывать со скалы нездоровых младенцев, нам известно только со слов относительно поздних античных авторов, достоверность которых находится под большим вопросом. Как пишет в своей докторской диссертации об инвалидности в древней Греции археолог Дебора Снид, «пока мы не обнаружим надежное свидетельство такой практики, например детские останки в окрестностях Тайгета, мы не можем делать даже подобные предварительные заявления». Схожей точки зрения придерживается и греческое Министерство культуры, которое болезненно принимает укоренившееся мнение мировой общественности о не гуманном отношении к младенцам непобедимых спартанцев.
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью говорить о том, что утверждения Платона и Плутарха об умерщвлении спартанцами слабо развитых младенцев является выдумкой. Такими же мифами являются старорусские сказания о Змее Горыныче, Соловье-разбойнике, Садко, Святогоре-богатыре и относиться к ним можно только с улыбкой.