Робототехника — очень интересная тема, которая в последнее время из чисто экспериментальной и умозрительной постепенно переходит в разряд реально существующих. Человечество прошло значительный путь от «трех законов роботехники», сформулированных фантастом Азимовым в 1942 году до франшизы «Трансформеры», где игра великолепно нарисованных автоботов и «великого Оптимуса Прайма» кажется более интересной, чем актёрские потуги звезд Голливуда. И несмотря на тот факт, что Optimus Маска проигрывает Прайму практически во всем, робот Илона Маска имеет одно неоспоримое преимущество перед всеми человекообразными андроидами из фантастических романов и фильмов. Возможно, вы уже догадались в чем оно заключается. Совершенно верно: этот «парень» вполне реален и недавно ходил на своих двоих по сцене в качестве новой знаменитости, появление которой трудно переоценить.
Зачем работу ноги?
На прошлой неделе Илону Маску удалось подкинуть дровишек в тлеющий костёр, и огонь занялся с новой силой. Но если вы думаете, что предметом обсуждения были те самые древние, но все еще остающиеся актуальными «три закона робототехники», то вы правы лишь отчасти.
Производственная база конструирования и строительства роботов ширится день ото дня. Большое количество компаний сегодня связывают свою судьбу с этим трендом. И потому вопрос «зачем роботу ноги?» становится все более актуален. Так, например, исполнительный директор компании Slamcore Оуэн Николсон (Owen Nicholson), специализирующейся на разработке систем так называемого сенсорного зрения, считает, что:
«Довольно большое количество исследовательских команд работают над человекообразными роботами просто потому, что люди хотят видеть в андроидах себе подобных. А значит, с привлечением необходимых средств для создания соответствующей экспериментальной базы нет никаких проблем. Тем не менее контролировать роботов на колёсах или любом другом традиционном транспортном шасси гораздо легче как с точки зрения финансовых вложений, так и самой конструкции. Роботы гуманоидного типа пока что не оправдывают себя с практической точки зрения».
А что, людям действительно нравятся роботы гуманоидного типа?
Вы, возможно, удивитесь, но в нашей повседневной жизни нас окружают самые разные механические помощники, которые получили название «роботы». Обычно они очень хорошо выполняют одну-две функции. У нас есть роботизированные пылесосы, мойщики окон, сборщики автомобилей, хирургические автоматы, экскурсоводы и даже роботы - игроки в Эрудит.
Как вы понимаете, ни один из вышеперечисленных высокоэффективных механизмов даже отдалённо не смахивает на человека. Они отлично делают свое дело, но не готовы продемонстрировать мультизадачность, потому что «заточены» под определенную функциональность. Однако в последнее время все больше роботов приобретают человеческие черты, которые делают их не только гораздо более симпатичными, но и дорогими, хотя при этом никак не влияют на практические качества.
Эксперты говорят, что такая тенденция имеет отношение скорее к постепенно складывающемуся рынку робототехники. На самом же деле многозадачность роботам пока разве только снилась. Иными словами, даже если в ближайшее время люди и начнут сталкиваться с человекообразными роботами, это вряд ли будут модели из фантастических романов, которые были способны выполнять самые разные задачи: косить газон, делать бутерброд, обнимать ребенка и т.д.
Психологи же традиционно отмечают — человек существо сложное и неоднозначное. Ему нравится награждать своих питомцев антропоморфными чертами вне зависимости от наличия или отсутствия у последних крыльев, ног или хвостов. Однако воспринять знаменитых «собакообразных» Boston Dynamics именно как собак, пусть даже и механических, мало кто из нас согласится. Психологи также не менее справедливо говорят, что ситуация, когда робота невозможно отличить от человека, людей скорее пугает, чем воодушевляет. Не зря же множество талантливых фантастических произведений используют эту особенность человеческой психики. Достаточно вспомнить такие разные книги как Отель «У погибшего альпиниста» братьев Стругацких и «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, объединённые общими поворотами сюжета.