Общепризнано, что вакцинация — один из важных сдерживающих факторов пандемии коронавируса. Хотя Россия одной из первых разработала вакцину от COVID-19 (массовая кампания по иммунизации началась в 2021 году), в течение долгого времени темпы вакцинации оставались невысокими. К октябрю 2021 года лишь 36% взрослых россиян были вакцинированы, причём многие из них из-за требований на работе. Экономисты НИУ ВШЭ выявили факторы, которые влияют на низкое доверие россиян к вакцинации, а также предположили, что может помочь её продвижению. Статья опубликована в журнале Vaccine.
В исследовании используются данные 29-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ). Осенью 2020 года респондентам был задан вопрос «Собираетесь ли вы вакцинироваться от COVID-19, когда вакцина будет доступна?».
На тот момент речь не шла о какой-то конкретной вакцине, так как все они находились на этапе тестирования. Поэтому ответы в значительной степени отразили общее отношение людей к вакцинации. Оказалось, что лишь 8% респондентов были готовы вакцинироваться в любом случае, 36% — только если они будут уверены в безопасности и надежности вакцины, 44% не собирались вакцинироваться и 13% не определились, как поступят. Таким образом, уровень неприятия вакцинации был очень высок ещё до завершения испытания вакцин и тем более их применения. В то же время более трети ответивших продемонстрировали высокую степень рефлексии, так как их решение зависело от качества будущей вакцины.
В новой работе учёным впервые в России удалось на основе многомерного эконометрического моделирования выявить факторы, которые влияют на намерение вакцинироваться от COVID-19. В выборку для оценки модели вошли 8529 респондентов 18 лет и старше.
Преимущества данных РМЭЗ НИУ ВШЭ в том, что они включают как стандартные социально-демографические переменные, так и вопросы, позволяющие построить профиль личности человека, данные о частоте использования социальных сетей, степени религиозности, доверии государственным институтам. Все эти характеристики, а также уровень заболеваемости в регионе в течение семи дней перед опросом использовались как независимые переменные в регрессионной модели.
Её оценки позволили выявить значимые различия между четырьмя группами населения. В частности, различия по гендеру и доходу не были обнаружены, но по сравнению с «рефлексирующими» к отрицанию вакцинации оказались более склонны люди и молодого, и старшего возраста как с очень плохим, так и с очень хорошим здоровьем.
Те, кто отказывался от вакцинации, имели более низкий уровень образования, чаще проживали в Москве или Санкт-Петербурге, среди них больше склонных к риску. По сравнению с «рефлексирующими», у них выше уровень как невротизма, так и дружелюбия, выше доля как не посещающих церковь, так и делающих это раз в месяц и чаще. В то же время они меньше доверяли государственным институтам и низко оценивали риск заражения COVID-19.
Группа безусловно принимающих прививку отличалась самым высоким доверием к государству и реже всех посещала социальные сети. Вероятно, это значимый вывод, так как социальные сети стали важным источником распространения информации о вакцинации против COVID-19, однако в них нередко преобладали антипрививочные настроения и конспиративные теории. По сравнению с принимающими прививку условно, у этих людей выше уровень дружелюбия и ниже — экстраверсии, и среди них несколько больше атеистов. Этот выбор также более характерен для людей, уже переболевших COVID-19.
Таким образом, в основе различного отношения к вакцинации лежит целый комплекс факторов — как социально-экономических, так и связанных с личностью человека, его отношением к риску и доверием к государству.
Учёные отмечают, что в будущем необходимо учитывать различия между этими четырьмя категориями людей при проведении информационной политики для популяризации вакцинации.
Яна Рощина:
Возможно, чтобы убедить тех, кто готов вакцинироваться при определённых условиях, необходимо использовать конкретные данные, подтверждающие эффективность и безопасность используемой вакцины. К группе тех, кто категорически не согласен вакцинироваться, необходимо использовать другой подход. Возможно, им не хватает знаний о вакцинации в целом. В таком случае среди этой аудитории необходимо популяризировать достижения науки и медицины.
IQ
Автор текста: Анна Правдюк