Электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса официально признали средствами индивидуальной мобильности (СИМ). На них разрешено передвигаться со скоростью не более 25 км / ч. Соответствующие изменения внесены в Правила дорожного движения (ПДД). Этого участники рынка ждали с 2020 года.
Вес электротранспорта, на котором можно ездить по тротуарам, вело– и пешеходным дорожкам, не должен превышать 35 кг. При этом на электросамокатах любого веса можно передвигаться по правому краю проезжей части дорог в том месте, где максимальная скорость движения ограничена 60 км / ч и разрешено движение велосипедистов. Но в этом случае СИМ должен управлять пользователь от 14 лет. Самокаты должны быть оснащены тормозной системой и фарами белого и красного цвета.
Также в городах появятся специальные дорожные знаки. "Речь идёт о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах. Решение об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры", — говорится в сообщении правительства.
Позаботились заранее
Представители сервисов кикшеринга рассказали, что введённые правила не приведут к существенным изменениям в их работе. В пресс–службе сервиса "Юрент" отметили, что в компании долго ждали, когда же наконец статус электросамокатов будет чётко определён в ПДД. До этого часто возникало недопонимание, например, со стороны региональных властей, как регулировать движение и что считать нарушением правил. Ведь юридически человек на самокате считался пешеходом, несмотря на то что это явно противоречило здравому смыслу.
"Законодатели совместно с отраслью проделали большую работу по подготовке поправок, чтобы определить характеристики самокатов, которые относятся к средствам индивидуальной мобильности. Поправки определяют наш правовой статус, но по сути ничего не меняют в работе", — уточняют в компании.
В пресс–службе Whoosh тоже рады, что у самокатов появился правовой статус и единые правила. "Популярность электросамокатов как альтернативного вида транспорта обусловлена их удобством для перемещений на расстояния 3–7 км. Только в нашем сервисе сейчас насчитывается 11 млн пользователей. Мы прогнозируем, что их количество будет кратно расти, и появление правового статуса и единых правил — долгожданное и важное событие", — рассказали "ДП" в пресс–службе сервиса.
Скорость всех самокатов Whoosh всегда была системно ограничена 25 км / ч, а вес не превышает 35 кг. Пользователям в обучающих материалах рекомендуют выбирать для движения велосипедную дорожку, если её нет — тротуар (где приоритет у пешехода), и только в исключительных случаях — обочину дороги. На переходах — спешиваться. Возраст пользователей также регламентирован — старше 18 лет.
В сервисе "Яндекс.Go", который начал работать в Петербурге только с этого сезона, заявили, что поддерживают изменения, направленные на безопасное передвижение на малом мобильном транспорте. "Важно, что ПДД начинают учитывать вопрос инфраструктуры, включая особенности передвижения на средствах индивидуальной мобильности", — отметили в пресс–службе кикшеринга.
Частные случаи
Важно отметить, что после вступления в силу новой редакции ПДД правила станут обязательными для всех, в том числе и для владельцев частных самокатов. Ранее неоднократно отмечалось, что частные СИМ, в отличие от устройств, предоставляемых кикшерингами, не регулируются вообще никак.
"У нас в России работает парк в 75 тыс. самокатов, все они регулируются правилами, которые совпадают с поправками, озвученными Кабмином. После их вступления в силу частные самокаты будут эксплуатироваться по таким же правилам. Думаем, это поможет снизить общую аварийность, так как статистика в отчёте об аварийности МВД за первое полугодие 2022 года показывает, что в 69,1% инцидентов участвующие самокаты принадлежали физическим лицам и только оставшиеся 30,9% — сервисам кикшеринга", — уточняют представители Whoosh.
В электросамокатах "Яндекс.Go" также существуют ограничения, встроенные самим сервисом. "В нашем парке представлены устройства последней модели Ninebot Max Plus 2022 года выпуска. В “медленных зонах” (это специальные места на карте, которые размечены индивидуально в каждом городе) они автоматически снижают скорость. Такие зоны сервис определяет в зависимости от плотности пешеходного потока и его средней скорости. Поблизости от школ, детских садов и детских площадок действуют ещё более строгие скоростные ограничения: самокаты плавно снижают скорость до 15, 10 или 6 км / ч. В запрещённых для катания зонах скорость снижается до нуля", — рассказали в сервисе.
В кикшеринге "Юрент" убеждены, что принятие поправок в ПДД позволит сделать использование электросамокатов в городе безопаснее. Сейчас частные самокаты, в отличие от шеринговых, могут иметь большую скорость и массу. Передвигаются они при этом также по тротуарам. Поправки вносят ясность, какие устройства теперь относятся к СИМ, а какие — к мопедам и какие требования к ним предъявляются.
Спорные критерии
По мнению транспортного инженера, эксперта ассоциации "Пошли–поехали" Дмитрия Баранова, власти выработали достаточно взвешенное, но не оптимальное решение. "Я считал, что маломощные СИМ нужно просто приравнять к велосипедам, а более мощные — к мопедам. Это позволило бы практически ничего не менять в ПДД. Но решили прописать особые требования именно для СИМ. Это усложнит и без того запутанный документ. Но сами требования достаточно справедливы", — говорит Дмитрий Баранов.
Он оговаривается, что пока не совсем ясно, как будут различать разные типы СИМ. "Там указан критерий массы, но кто и как будет измерять эту массу? Сейчас в ПДД есть более понятный критерий — мощность двигателя. Её измерять не надо, она известна для каждой модели. Но почему–то не стали использовать этот критерий", — удивляется эксперт.
https://www.dp.ru/a/2022/10/10/Obeshhannogo_dva_goda_zhd?from=dzen-news