Про патриотическое воспитание. Ну, такое, каким оно должно бы быть. На прошлой неделе мой ребенок внезапно заделался театралом и попросил купить билеты в театр. Причем ребенок с аутизмом обычно очень настойчив, если ему что-то пришло в голову: если двадцать раз за день ответить что-нибудь на вопрос «Пойдем в театр?», то хочется купить билеты в ускоренном режиме и пойти в театр, например, завтра.
На прошедшие выходные из представленного разнообразия (на самом деле нет) детских спектаклей наиболее перспективным с учетом интересов моего сына оказалась «Муха-Цокотуха» в Театре на левом берегу. Я лично (к стыду своему) в этом театре не была и даже не знала о его существовании. А он существует, и эту самую «Муху-Цокотуху», судя по фотографиям в фойе, возили в Индию и в ОАЭ на какие-то театральные фестивали. Объясняется это, видимо, довольно просто: если нужно продемонстрировать какой-то заграничной публике Россию в милом лубочном варианте, то этот спектакль – самое оно и есть.
Яркие костюмы насекомых, пожалуй, немного наркоманские, но очень жизнерадостные и буйством красок намекают на что-то очень родное, лубочное. На базаре насекомые поют разные тексты на мелодию «Коробейники», под которую я сразу вспомнила самые разные семейные мероприятия: дядя Саша, всю жизнь проработавший в филармонии, играл на баяне, а двоюродный дедушка Миша, всю жизнь проработавший наездником на ипподроме, зычно запевал «Ох, полным-полна моя коробушка». И даже мои ноги, не чуждые современных музыкальных трендов, норовили пуститься в пляс под креслом, потому что есть в этом что-то свое, родное, русское. И я в очередной раз порадовалась, что ни дядя Саша, ни дедушка Миша не дожили до 24 февраля.
Отдельно порадовало поведение насекомых перед лицом опасности: если у Чуковского они спрятались от опасности, когда на муху напал паук, и на помощь несчастной жертве не поспешили, героем оказался лишь один комарик, то в этом спектакле насекомые дружно взялись за руки и разработали план нападения на паука, чтобы спасти муху. Правда, паук оказался сильнее, так что роль комарика все равно оказалась ключевой, но сам факт объединения несогласных с силовой политикой паука не может не радовать. Вот это то самое «Своих не бросаем», которое мне кажется уместным и логичным.
Может, вокальные партии, исполненные не под фонограмму, могли бы исполняться и на более высоком уровне, но давайте будем честны: наши дети растут под песню «Синий трактор», а не под классические оперные партии, так что пусть так. На мой взгляд, это такой патриотизм с человеческим лицом и русскими песнями, который заставляет верить в то, что у этой страны еще есть будущее, если дети будут впитывать такое с самого раннего детства.