Госпожа кошка при дворе японской императрицы
При дворе японской императрицы Фудзивара-но Тэйси служила придворная кошка, о которой мы можем прочитать в книге фрейлины двора Сей Сенагон «Записки у изголовья»:
«Госпожа кошка, служившая при дворе,была удостоена шапки чиновников пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой мебу. Она была прелестна, и государыня велела особенно ее беречь.
Однажды, когда госпожа мебу разлеглась на веранде, приставленная к неймамка по имени Ума-но мебу прикрикнула на нее:
–Ах ты негодница! Сейчас же домой!
Но кошка продолжала дремать на солнышке.
Мамка решила ее припугнуть:
– Окинамаро, где ты? Укуси мебу-ноомото!
Глупый пес набросилсяна кошку, а онав смертельном страхе кинулась в покои императора. Государь в это время находился в зале утренней трапезы. Он был немало удивлен и спрятал кошку у себя за пазухой.
–Побить Окинамаро! Сослать его на Собачий остров сей же час! – повелел император.
Собрались слуги и с шумомпогнались за собакой. Не избежалакары и Ума-но мебу.
– Отставить мамку от должности, она нерадива, – приказал император».
Обратите внимание: у кошки нет имени, но она является чиновником пятого класса, в то время как у собаки имя есть.
Первая кошка на Руси
Считается, что первую кошку на Русь привезла с собой византийская царевна Анна, невеста новгородского князя Владимира Святославича (Красное Солнышко). А так как Владимир крестил Русь, кошка начала восприниматься как животное христианское. К слову, кошку не воспрещается называть христианскими именами, а вот собаку нельзя. Кошке и коту так же не возбраняется заходить в алтарь. Кстати, для этих целей в храмовых воротах долгое время существовали отверстия, через которые кошки могли проходить, когда им это понадобится. В старых церквях Владимира и в Суздале такие кошачьи проходы существуют по сей день. И это не удивительно «Мышь есть плюгава и пакости деет человеческому роду, порты грызёт и иныя вещи; сице и человек, аще поганию учинится сиречь отступит от веры угрызует от божественного писания словеса...» – писали в старину. То есть, очищая божий дом от мышей, кошка помогала сберечь самое дорогое, что было в нем – писание и иконы.
Кот Алексея Михайловича
В Эрмитаже среди работ голландского художника Фредерика Мушерона хранится портрет любимого кота царя Алексея Михайловича, датированный 1661 годом. «Подлинный портрет кота великого князя Московии» (фр. Le vray portrait du chat du grand duc de Moscovie), — эстамп чешского художника Вацлава Холлара 1663 г.
История не сохранила имя царского любимца, но есть одна интересная версия, что на самом деле это не столько портрет кота, сколько его хозяина, или, если хотите – это портрет царя и царского кота, соединенные в едином образе. Приглядитесь к портрету Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим. Те же близко посаженные глаза, настороженный взгляд. Известно, что его сына Петра Алексеевича всю жизнь сравнивали с котом, и царь не считал последнее оскорблением для себя. Нетрудно представить, что для кошатника, прозванного в народе Тишайшим, сравнение с тихим, спокойным котиком воспринималось более чем уместным.
Великий кот Великого Петра
Кота Петра I звали Василий, и по своему происхождению он был голландец. По одной версии, Петр Алексеевич самолично привез котенка из Голландии и затем поселил его в деревянном Зимнем дворце. По другой, получил его в 1724 году из дома голландского купца, торговавшего на Вологодчине.
Петр I издал великое множество разнообразных указов, в одном из которых он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения».
В Москве коты воспринимались как важнейший атрибут благополучия и достатка в доме. В.А.Гиляровский писал, что когда в начале ХХ века в торговом Охотном ряду было решено навести порядок, «первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта – у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».
30 котов императрицы Елизаветы
В 1745 году у Елизаветы дщери Петровой сдавали нервы из-за небывалого нашествия в столицу крыс. Что неудивительно – императрица их жутко боялась.Мало того что мерзкие грызуны уничтожали платья и портили мебель, бывали случаи, когда твари кусали людей!
– Для борьбы с крысами в наших землях используют особых котов-крысоловов, – заметил ей наместник Казанского ханства, находящихся в это время в Санкт-Петербурге.
Елизавета попросила своего подданного прислать ей 30, по другим источникам 300 котов-крысоловов, о чем был издан указ от 24 октября 1745 года, который так и назывался: «Указ о высылке ко двору котов».
…Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества с таким человеком, который бы мог за ними ходить и кормить, и отправить их, дав под них подводы и на них прогоны и на корм сколько надлежит немедленно. Того ради, по указу ея императорскаго величества и по определению генерала-лейтенанта кавалера и Казанской губернии губернатора Артемья Григорьевича Загряжскаго с товарищем, велено об оном в Казани в народе публиковать, и публиковано, и выставлены листы. И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…
Елизавета Петровна.
Неизвестно, что это была за порода, по сохранившимся сведениям, это были коты с широкими свирепыми мордами и большими лапами, предположительно дымчатого окраса. Для несения службы в императорских дворцах были выписаны только особи мужеского пола.
Добравшись до Санкт-Петербурга, коты-крысоловы были распределены во все страдающие от обилия крыс дворцы.
Считается, что все эти животные были кастрированы, но последнее маловероятно. Всем ведь понятно, что проблема с грызунами не относилась к разряду пустяковых, поэтому было особенно важно, чтобы ценные экземпляры обязательно дали потомство в Санкт-Петербурге.
Состоящие при дворцах коты делились на «комнатных» и «надворных» – комнатные все время находились в комнатах, надворные же выполняли свои обязанности в хозяйственных помещениях и подвалах.
Современные эрмитажные коты продолжают традиции придворных котов, появившихся в императорских дворцах во времена Петра Алексеевича и Елизаветы Петровны.
Эрмитажные коты, как продолжатели традиции дворцовых котов
Когда-то Эрмитаж был не музеем, а главным императорским дворцом России. Шутка ли – здесь жили русские цари. Это понимали все от мала до велика, казалось немыслимым пройти мимо императорского дворца, не сняв шляпы.
Но то, что легко объяснить человеку, невозможно втолковать наглым мышам. Они не ведают разницы между хижиной и царскими палатами, поэтому при Зимнем дворце всегда проживали коты.
Во время правления Екатерины II несших службу в главной резиденции русских императоров котов называли «зимнедворскими», в какой-то момент они даже получили своеобразный статус«охранники картинных галерей». Как уже было сказано выше, кошки делились на два класса – надворных и комнатных. Среди последних преобладали русские голубые.
Понятно, что «комнатные» коты всегда были чистыми и ухоженными, их отменно кормили, спать им полагалось в чистых и уложенных подушками корзинках, но, полагаю, среди придворных тоже было достаточно кошатников, в покоях которых котикам дозволялось все, что тем только заблагорассудится.
При желании эти коты, конечно, могли утрудить себя ловлей какого-нибудь слишком обнаглевшего мышонка, отважившегося влезть в чью-то гардеробную, но в основном служили для красоты, составляя, кстати, достойную конкуренцию левретке – сэру Томасу Андерсону, любимцу ее Величества.
Эрмитажные коты пережили все три революции и продолжали нести свою службу при советской власти. Но во время блокады Ленинграда коты, как уже говорилось, погибли, и за Эрмитаж взялись крысы. Хорошо хоть в 1941 году произведения искусства были эвакуированы. После войны в Ленинград было привезено пять тысяч котов, часть которых попала в Эрмитаж.
Судьба этих котов была стать эрмитажными котами.
Поначалу котов действительно пускали везде, так как наглые мыши бессовестно бегали по всем залам дворца, грызли паркет и шторы, устраивали оргии в бывших царских апартаментах. В общем, котов запустили, и очень быстро они одержали победу над грызунами. После чего котов-победителей можно было обнаружить абсолютно во всех помещениях музея, они валялись на стендах с редкими монетами, грелись на солнышке, расположившись на широких подоконниках, устраивали игрища в зимнем садике. То и дело их приходилось сгонять с императорского трона, а однажды особо обнаглевший Мурзик даже «подписал» какие-то важные документы на столе директора музея.
После этого безобразия котов изгнали из главного музея страны, но уже через два года дирекции пришлось снова заниматься рекрутским набором, так как, почуяв, что в музее больше нет его защитников, туда вернулись крысы.
Правда, после проступка Мурзика всех котов от мала до велика разжаловали из «комнатных» в «надворные». Теперь входы в залы с экспозицией для них были заказаны. Котов поселили в подвале. Где им предстояла жестокая борьба за выживание, так как крысы озлобились и, должно быть, решили, что на этот раз отстоят Эрмитаж любой ценой. До сих пор об этих битвах слагают легенды.
В 1960-х годах от эрмитажных котов решили снова отделаться, крыс ведь можно травить по науке – химикатами. Но нововведение себя не оправдало, и вскоре в главном музее страны снова появились пушистые охранники.
В настоящее время эрмитажные коты охраняют подвалы и запасники музея от мышей и крыс.
Кошачий отряд состоит из 50 животных, остальных Эрмитаж отдаёт в добрые руки. Да, благородные коты, получившие воспитание во дворце, уходят в народ, дабы насаждать высокую культуру и прививать своим новым подопечным благородные манеры, свойственные котам из Санкт-Петербурга.
Директор музея Михаил Пиотровский считает, что «коты – легенда эрмитажной жизни и её неотъемлемая часть».
В «Музее кошки» во Всеволожске проживает несколько эрмитажных котов, не только борющихся с мышами, но и несущим культуру в массы. По крайней мере, вдохновленные хвостатыми музами музейные работники уже создали историческую экспозицию, посвящённую кошкам на Руси и, разумеется, котам Эрмитажа.
Кстати, служащие в Британском музее кошки, в отличие от наших, носят униформу – пышные желтые банты, которые им очень идут. Впрочем, не бант красит кота.
Котам Эрмитажа посвящены книги Николая Голя и Марии Халтунен «Кошкин дом в Эрмитаже», книга Мэри Энн Аллин и Марии Халтунен «Анна и кошки, или Приключение в Эрмитаже». Книга оформлена художниками Анатолием Белкиным и Марианной Соколинской. Кстати, часть доходов от продаж автор передает на лекарства и корм четвероногим героям книги. А в 2016 году по этой книге американский композитор Крис Брубек создал мюзикл «Кошки Эрмитажа». Премьерное исполнение сюиты из мюзикла с участием Российского национального оркестра прошло в марте 2016 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Нью-Йорке. Детская книга-фэнтези писателя Петра Власова «Рыцарь, кот и балерина. Приключения эрмитажных котов». Об эрмитажных кошках написала свой рассказ «Осторожно, кошки» Злата Линник.
И еще об эрмитажных котах снимаются фильмы, так в 2005 году режиссер Ян Хинрик Древс выпустил 52-минутный документальный фильм «360º GEO-репортаж: Эрмитаж – дворец котов». После того как фильм увидели в Европе, котам начали присылать помощь и подарки, а некоторые туристы, посещающие Эрмитаж, специально просят пригласить Татьяну Данилову, фигурировавшую в фильме, чтобы вручить ей корм для кошек или деньги.
В 2014 году голландский художник Эрик ван Лисхаут в рамках биеннале «Манифеста» в Главном штабе Эрмитажа провел свой видеоперформанс «В подвале», представив зарисовки и фотографии дворцовых котов, а так же снятый о них фильм. Кроме того в том же году к 250-летию Эрмитажа, Санкт-Петербургское региональное кабельное телевидение представило фильм режиссёра Екатерины Бнатовой «Хвостатая гвардия Петербурга».
«День эрмитажного кота»
Праздник «День эрмитажного кота» возник в 1998 году, но в самый первый раз его название звучало как «День Мартовского кота в Эрмитаже». Слишком длинно, вот и решили подсократить. «День эрмитажного кота» коротко и ясно. Праздник проводится каждую весну в апреле или начале мая. В этот день котов выпускают на публику, чтобы посетители могли на них посмотреть.
Гости входят в обычно недоступные постороннему взгляду помещения подвалов и чердаков, где обитают коты. В ходе праздника устраиваются связанные с котами выставки, игры, викторины и конкурсы для детей и взрослых, представляются хранящиеся в Эрмитаже картины известных мастеров с изображениями котов и работы современных художников. В общем, это не только день кошек, но еще и праздник искусства.
Кот, занявший место Нарышкина
Когда на Российский престол вступил император Павел, он повелел, чтобы президенты всех присутственных мест непременно заседали там, где числятся по службе.
Таким образом, Лев Александрович Нарышкин, уже несколько лет носивший звание обер-шталмейстера, должен был явиться в придворную конюшенную контору, которую до того времени не посетил ни разу. Как вы понимаете, у сего государственного мужа было и других, более интересных дел невпроворот, а тут еще и принудительная работа…
– Где мое место? – спросил он, входя в контору.
– Здесь, ваше превосходительство, – ответили с низкими поклонами встречающие его чиновники, указывая на огромные готические кресла.
– Но к этим креслам нельзя подойти, они покрыты пылью! – возмутился Нарышкин.
– Уже несколько лет никто в них не сидел, кроме кота, который и сейчас тут спит.
– Так мне нечего здесь делать, – сказал Нарышкин, – мое место занято!
После этих слов он вышел и более уже не показывался в конторе.
Кошка графа Саутгемптона
Генри Ризли, третий граф Саутгемптон, не был выдающимся литератором, но вошел в историю как покровитель Ульяма Шекспира и адресат его сонетов. Во всяком случае, когда в 1609 году издатель Томас Торп опубликовал сонеты Шекспира, перед текстом стояло посвящение: «Тому единственному, кому обязаны эти сонеты своим появлением, господину W. H., счастья и вечной жизни, которую обещал ему наш бессмертный поэт, желает тот, кто рискнул выпустить их в свет». (Перевод А. А. Аникста).
Граф Саутгемптон участвовал в мятеже графа Эссекса против королевы Елизаветы, был схвачен, разоблачен и отправлен в Тауэр. Тогда же с него был писан портрет, на котором присутствует кошка графа. Последнее само по себе странно. Не место домашней кошке в тюрьме, тем не менее картина так и называется: «Генри Ризли, 3-й граф Саутгемптон во время заключения в Тауэре, 1603» автор портрета Джон де Критц.
Собственно, если бы не эта подпись, догадаться, что его сиятельство находится в неволе, практически невозможно. Фоном портрету служит красивая комната, дело явно происходит в замке. На заднем плане, рядом с библией сидит обыкновенная домашняя кошка черно-белого окраса.
Познакомьтесь, это Трикси – любимая кошка графа.
Неизвестно, как она проникла в тюрьму. Быть может, пролезла через дымоход, или, супруга графа принесла ее с собой в корзинке. Если, конечно, перед тем, как впустить посетителей, их не обыскивали. Или в качестве особой милости ему разрешили держать при себе кошку.
Так или иначе, безвинная Трикси проводила время в тюрьме вместе со своим хозяином, поддерживая его в течение нескольких лет.