Найти тему

Я к Вам пишу, чего же боле

Я к Вам пишу, чего же боле

Уже много лет я веду профессиональный дневник. Иногда реже, иногда чаще. В последние годы стабильно раз в неделю. Дневник - это просто открытый для коллег и партнеров Markdown файл, куда тезисно записывается сделанное за неделю. Так как процесс этот я нахожу ценным, запишу впечатления от процесса и его становления.

Почему полезно делать такие записи? Ну, например, это позволяет посмотреть на сделанное и сравнить с запланированным. Важно писать как есть - если что-то не закончено, то не надо обманывать себя и бумагу. Я, например, знаю, что когда есть какое-то важное, но неприятное дело, то я имею свойство его откладывать и заниматься чем-то менее важным, но куда более интересным. Отчет самому себе помогает оставаться в фокусе и тонусе. Открытость записей для коллег и партнеров тоже помогает - они могут посмотреть, что я считал достойным моего времени и задать вопросы или прокомментировать. Это помогает создать среду, где изменения фокуса и приоритетов могут обсуждаться без опасений и взаимных обвинений, и где в том числе лидеры демонстрируют открытость и уязвимость. Часто мои заметки помогают обмену знаниями внутри команды - записи обычно короткие, но включают много ссылок, так что читатель (коим могу быть и я спустя какое-то время) может быстро понять суть, а при необходимости может изучить и детали.

В долгосроке дневниковые записи помогают понять, что было сделано за год и что планировалось. Может показаться, что изучать заметки за 52 недели это долго, но на самом деле можно управиться за пару часов. Это небольшая цена за возможность поразмыслить над продуктивностью рабочего года.

Раньше я пытался делать записи каждый день, но это не прижилось. Какие-то важные вещи в течение недели добавляю в черновик, но это скорее как придется, нежели дисциплинированно. Чтобы вспомнить важное, смотрю в календарь (там встречи и совещания), в почту (главным образом в то, какие письма за неделю написал я), в статистику по написанному коду, иногда в баг трекер. В целом, почта - самый важный источник информации, так как большая часть рабочего процесса идет через нее. Тем, кто практически все делает через мессенджеры может быть сложнее. Кстати, написание еженедельных заметок поощряет улучшения в рабочих процессах - например, так как я знаю, что мне нужно будет записать что-то о конкретном совещании, я очень настойчиво попрошу, чтобы с него были заметки, а принятые решения были записаны.

Одно из частых возражений это, что, дескать, “у меня нет дисциплины, я так не могу”. На самом деле, у меня ее тоже особо нет. Но если что-то пробовать делать регулярно в течение долгого времени, потом бросать, но пытаться снова, то, в конце концов, привыкаешь. Важно не ругать себя за пропуск недели, а просто брать и снова делать и стараться не пропускать две недели подряд. Надо научиться писать кратко, выкидывая ненужные слова - это вообще полезный навык, но в рабочем дневнике он еще и помогает делать записи быстрее, что психологически делает процесс приятнее. Аналогично надо научиться записывать только важные вещи. Типичная запись за неделю в моем дневнике - от 15 до 25 пунктов, каждый размером в одно-два предложения. И даже это много. Соблазн упомянуть кучу вещей всегда есть - так создается ощущение “я много сделал”, но это ложная штука. Действительно приоритетных дел за неделю редко бывает больше трех.

Увы, при расширении зоны ответственности становится больше вещей, про которые в расшаренных рабочих заметках не напишешь. Например, если они касаются конкретных наймов и увольнений, вещей, связанных с оргструктурой и других подобных вещей. Как правило, я все равно делаю о них записи, но в формулировках, которые понятны только мне или тем, кто в курсе. Таким образом, я, по крайней мере, могу использовать их для себя.

Что я хотел бы улучшить для себя в этом процессе? Пожалуй, уделять больше заметок планированию, нежели констатации сделанного. Это уже есть, но можно и нужно усовершенствовать. Но и в текущем виде от процесса есть огромная польза, так что всем рекомендую попробовать.