Недавно я выкладывала статью про способы учиться и запоминать, и выпала у меня тогда из списка такая чудесная вещь, как шпаргалка. Спасибо Сергею, напомнил в комментариях!
Вот вы, наверняка, скажете: как это так? Разве может преподаватель хвалить шпаргалку и называть её чудесной? Всегда же учителя ругались, если находили? А вот так. Могу. Потому что при правильном применении это один из лучших инструментов обучения. Вы сейчас сами в этом убедитесь, прочитав мои размышления.
Что же это такое — хорошая, правильная шпаргалка? И как это — правильно применять?
Цель шпаргалки — помочь выучить материал. Поэтому нужно сосредоточиться на ключевых понятиях и фактах. Написание шпаргалки подразумевает систематизацию и организацию изученного материала. Составляя шпаргалку, нужно помнить о нескольких важных моментах.
Первое
- Шпаргалка должна быть понятна и легко читаться. Нужно сосредоточиться на ключевых понятиях и связать их друг с другом. Важно не только запомнить факты, но и понять их смысл.
Второе
- Шпаргалка должна быть краткой и наглядной. Здесь нет необходимости выводить всю информацию, которую вы смогли найти. Главное – выбрать наиболее важное и поместить его на небольшой листочек.
Третье
- Используйте символы, схемы и иллюстрации. Это упростит понимание материала и его «считывание» со шпаргалки.
Четвёртое
- Шпаргалка — не для того, чтобы таскать её в школу. Да! Она для сугубо домашнего употребления. Пока вы её пишете, вы действительно стараетесь уместить на клочке бумаги всё, что нужно. И это будет именно то, что вы пока ещё хуже всего знаете. И пока идёт отбор, что вместить, мозг лишний раз систематизирует и раскладывает по полочкам в чертогах разума информацию. Это — невероятно продуктивный процесс!
Вы удивитесь, но шпаргалки пишут и преподаватели, ведь шпаргалка — это краткий конспект, очень наглядный и удобный. Наверняка это делали и раньше, но массовый характер это приняло в 80-е годы прошлого века благодаря учителю-новатору Виктору Фёдоровичу Шаталову и его системе так называемых «опорных сигналов». В процессе урока ребята вместе с учителем создавали своеобразные шпаргалки, содержащие в себе всё самое важное.
Это подхватили многие учителя, и в 90-е годы даже издавали методички с готовыми опорными сигналами по разным предметам. Конечно, это было воровство интеллектуальной собственности, но тогда авторское право никак не было защищено. Такие методички представляли собой простые копии с тетрадей. Вот, например, страница из такой методички. Я только добавила цветные акценты, как это должно быть, чтобы выделить главное:
Сейчас в интернете очень много разного рода шпаргалок. Но я бы назвала их скорее вредными, чем полезными. Вообще, шпаргалка, написанная не лично, бессмысленна. А если ещё и нет систематизации, то даже и вредная.
Смотрите сами. Вот «легальная шпаргалка» — справочный материал к ОГЭ по математике. И вот конкретная задача из ОГЭ. В ЕГЭ такие же, только справочник не дают.
Вроде бы, всё понятно. Думаю, каждый взрослый, кто окончил школу лет 20 или более назад, воскликнет: «Отличная подсказка! Как можно не сдать геометрию, если тебе такое дали?» А вот так и не сдают. Потому что нынешние ученики не могут сопоставить то, что в справочнике, с конкретной задачей. Мне ежегодно приходится учить, как и куда смотреть, как натянуть этот справочник на фигуру в задаче. Большинство сами это сделать не могут, и формул и определений не знают, чтобы не пользоваться справочником в такой простой задаче.
Не ленитесь, пишите шпаргалки лично! Если вы делаете это для себя, то можно сделать это как слайд. И так постепенно накапливать знания по предмету, слайд за слайдом.
В начале статьи — мой слайд, «опорный сигнал» по квадратным уравнениям. Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь!