Книга Барлоу Джанелла и Мёллера Клауса «Жалоба как подарок» произвела фурор в свое время. Ее переиздают с 1996 года, и она актуальна и по сей день.
Не мог не купить ее для обзора, она продавалась по скидке. Прочитал бегло за полчаса, и она подтвердила мою догадку: книги из серии «Бизнес пособие для слабоумных» пользуются спросом. Эту серию сам придумал и складирую туда литературу, в которой очевидные вещи преподносятся как откровения свыше.
Даже ежу понятно, что жалоба — это хорошо, какие могут быть сомнения? Но, судя по всему, люди этого не понимают, поэтому для них издаются книги, проводятся ТРЕНИНГИ, где им пытаются донести эту мысль. Расскажу, как вижу проблему сам.
Делюсь опытом! Осознайте, что жалуется только 1 из 1000 недовольных. Если у вас на сайте что-то не работает, то вам об этом никто может и не сообщит! У меня самого существует какая-то квантовая запутанность с интернетом. Сеть через мысли сообщает мне, что и где не работает на конкретном сайте. И я каждый раз пишу его владельцам о проблеме, потому что знаю, что пишет один из тысячи!!! Если не я, то кто? Авторы сайтов каждый раз искренне удивляются, что такого быть не может, им бы сообщили раньше! Но они не знают о правиле 1 из 1000.
Нужно радоваться, когда вам сообщают об ошибках, остальные просто промолчат. Дальше больше. Жалоба — это ваш путь в кротовую нору других параллельных вселенных. Вы ее только начните разматывать и посмотрите, куда она вас приведет. У Тома Питерса на этот счет есть история, когда его мать, кажется, попросила починить унитаз, а все это потянуло за собой полностью перестройку всего дома.
Начните работать с жалобой и она потянет фундаментальные слои бытия. Например, в РЖД жалуются на то, что в вагонах Ласточек мало туалетов, там очереди по полчаса. Но ведь проблема общественных туалетов в шаговой доступности в нашей стране уходит корнями... не знаю, куда уходит... но она есть! В Японии вы найдете чистейший туалет в течение двух минут, у них в магазинах электроники и книжных есть туалеты. В Китае была запущена национальная программа по туалетам! У нас же... особенности национальной «охоты».
«Жалоба как разговор с Богом» — так могла бы называться эта книга. Тебе дают подсказку, твоя задача ей воспользоваться. Мне так пользователи нашего сайта b17.ru помогают находить ошибки. У них что-то не получается для тебя очевидное, а когда проверяешь, то там столько идей сразу появляется, как улучшить сайт.
Понятно, что не все жалобы адекватные. Но можно развить чутье на них.
Книга Барлоу Джанелла и Мёллера Клауса «Жалоба как подарок» об очевидном. Но, если вам не нравятся жалобщики, если вы не понимаете, какой от них толк, в чем смысл их существования, то пролистайте книгу. Для меня новой была мысль о том, что жалоба имеет глубинный смысл. Например, почему мне в автосалоне не нравится, что машины, стоящие на улице, грязные? Ведь помыл и нет проблем. Но грязная машина вскрывает ряд опасений о доверии к автосалону. Может они нечистые на руки? Может они будут морочить мне голову? Можно ли им доверять? Адекватные ли они? То есть дело не в том, что машины грязные, хотя они и грязные, а в том, что это сигнал, глубинный посыл.
Книга «Жалоба как подарок» является классикой жанра. Центробанк запустил даже одноименную программу «Жалоба как подарок». Уж, если Центробанк прислушался к авторам, то и нам это следует сделать.
Автор: Никонов Владимир Олегович