– Наш Самарский завод производит самоходные опрыскиватели и разбрасыватели линейки «Туман». На сегодняшний день у нас работает около 500 человек, мы являемся системообразующим предприятием в РФ, входим в десятку крупнейших предприятий сельхозмашиностроения на территории России.
С февраля месяца мы столкнулись с рядом проблем, которые частично удалось решить, какие-то из этих проблем находятся в процессе решения.
Все, что касалось логистических историй, поскольку были в феврале разорваны логистические цепочки, эти связи мы восстановили, предприятию работать эта система сейчас никак не мешает, за исключением некоторого удорожания.
Также были найдены альтернативные поставщики, мы, как и все другие предприятия, частично компоненты свои закупали в Европе, что-то в Америке, были найдены альтернативные поставщики в дружественных странах - в Турции, в Китае на территории России, Белоруссии.
Мы обладаем достаточно мощным станочным парком, хорошими компетенциями специалистов, поэтому мы ряд компонентов и комплектующих освоили самостоятельно, и там, где невозможно было освоить, мы начали внедрять новые инженерные и технологические решения.
Думаю, в связи со всем вышесказанным все замечают увеличение себестоимости техники. Укрепление курса рубля тоже сыграло, как ни странно, не в плюс, а минус. После определенной паузы в нашем сегменте возвращается на рынок импортная техника, также заходит техника из дружественных стран, например, из Китая, что не облегчает нам работу с конечным покупателем.
У нас достаточно новый станочный парк, но он импортный, и есть определенные проблемы с обслуживанием импортного оборудования.
Вызов сегодняшнего дня, последнего времени - это то, что у нас из 500 человек 400 - это молодые люди возрастной категории от 25 до 35 лет. Мы столкнулись с высоким риском потери ключевых специалистов в связи с возможной мобилизацией.
Я думаю, что все производители самоходной техники столкнулись с тем, что «мозги» наших машин зачастую приобретались в Америке, то есть это компания Trimble, T-Jet. Мы работаем в этом направлении достаточно успешно, у нас в высокой степени готовности разработана собственная электронная система управления, порядка 40 машин тестируется на территории РФ. Думаю, что в ближайшем будущем все наши машины будут комплектоваться исключительно электронной системой управления нашего производства.
Здесь есть ряд проблем. В России все хорошо с точки зрения ПО, но вы все знаете, что электронная компонентная база закупается в Китае, тоже здесь это высоко рисковое направление, на которое надо обратить внимание на государственном уровне.
Сервисы спутниковой коррекции в России тоже отсутствуют. Мы работали с сервисами поддержки иностранными, и здесь об этом тоже имеет смысл подумать, чтобы наша техника в полях корректно работала.
Если говорить об укреплении рубля, можете посмотреть: это линейка сверху китайских опрыскивателей от самых дешевых до самых дорогих в нашем сегменте рынка, я думаю, в остальных то же самое происходит. Зеленым выделена стоимость нашей техники на момент до февральских событий, то есть она была ниже самой дешевой машины, на сегодняшний день мы уже подбираемся к потолку.
Это сказывается и на экспортной части, и осложняет нам продвижение нашей машины на территории РФ. Если говорить о внутреннем рынке, очень важно, чтобы была в полном объеме сохранена программа 1432, поскольку очень хорошо работает инструмент, дает возможность нашему конечному по интересным ценам приобретать технику российского производства.
Также льготные программы «Росагролизинга» неплохо себя показывают, это эффективный инструмент продаж. Возможно, имеет смысл подумать о заградительных пошлинах для тех видов импортной техники, аналоги которой производятся на территории РФ, чтобы сделать технику российского производства более интересной нашим клиентам.
Если говорить об экспорте, то необходимо сохранить субсидии в рамках постановлений 1269 и 496, и также увеличивать субсидии на участие в выставочных мероприятиях, потому что вести технику в дружественные страны - это очень затратная история.
У нас станки немецкого и японского производства, сейчас они работают, но после февральских событий нам было отказано в гарантийном сервисном обслуживании, мы не можем нигде приобретать комплектующие к нашим станкам, и через несколько лет мы можем остановиться не из-за того, что у нас не будет комплектующих собственного производства, а из-за того, что не будут работать станки и оборудование.
Эта задача тоже требует централизованного комплексного решения. Необходима стимуляция тех предприятий, которые готовы будут производить запчасти для импортных станков, их на территории России очень много.
Жизнь идет, вы сейчас видите, как выглядит наш завод, с 1 сентября заработал новый конвейер. Все то, о чем я выше рассказывала, это случилось в нашей жизни на 5 тысячах квадратных метров производственных площадей. На сегодняшний день мы работаем, переехали на современное производство - это 20 квадратных метров производственных площадей, 4 тысячи квадратных метров офис.
Конвейер работает на новой площадке. Мы очень много интересных решений применяем с точки зрения роста производительности труда, технологических процессов оптимизации. Я вас всех с удовольствием приглашаю посетить и посмотреть, что такое современный завод сельскохозяйственной техники. Спасибо большое за внимание.
См. это выступление на видео:
По материалам РАФ
Книга "Купола Кремля" здесь
Книга "Три власти" здесь и здесь