Найти в Дзене

Глава 2.1 Где же пройдут кольцевые магистрали? Признаки кольцевой структуры в планировке города Пенза. Часть 1

Исторически до революции г. Пенза формировалась с учетом шахматной структуры (1). Однако, начиная с пятидесятых годов прошлого века, в СССР в качестве основы развития города была использована радиально концентрическая структура (2) . Именно тогда , более 60 лет назад, были заложены в генеральный план развития основные диаметры магистральной сети города. В существующей планировке города присутствуют признаки нескольких планировочных структур. В разные периоды времени (обычно при понижении качества управления) происходила стихийная планировка города (например последние годы), либо применялись концепции развития, не имеющие далеких перспектив. Основными признаками таких планировочных структур являются дороги, кварталы застройки, инженерные сети, которые обычно совмещены с дорогами для возможности обслуживания. Следует отметить, что кольцевая структура является только сеткой направлений. Реальные автодороги, городские кварталы, инженерные сети строятся согласно этих направлений, но с учето

Исторически до революции г. Пенза формировалась с учетом шахматной структуры (1). Однако, начиная с пятидесятых годов прошлого века, в СССР в качестве основы развития города была использована радиально концентрическая структура (2) . Именно тогда , более 60 лет назад, были заложены в генеральный план развития основные диаметры магистральной сети города.

Хорошо заметные элементы в планировочной структуре города Пенза
Хорошо заметные элементы в планировочной структуре города Пенза

В существующей планировке города присутствуют признаки нескольких планировочных структур. В разные периоды времени (обычно при понижении качества управления) происходила стихийная планировка города (например последние годы), либо применялись концепции развития, не имеющие далеких перспектив.

Основными признаками таких планировочных структур являются дороги, кварталы застройки, инженерные сети, которые обычно совмещены с дорогами для возможности обслуживания.

Следует отметить, что кольцевая структура является только сеткой направлений. Реальные автодороги, городские кварталы, инженерные сети строятся согласно этих направлений, но с учетом исторически сложившихся особенностей города, с учетом экологических ограничений и технической целесообразности.

Пример сетки направлений на основе системы концентрический окружностей.
Пример сетки направлений на основе системы концентрический окружностей.

Это означает , что если направление пересекает территорию Храма, или природного памятника, или совпадает с руслом реки, озера, достопримечательного социально значимого места, то планировка не предусматривает перенос этих объектов. В таком случае дорогу , инженерные сети и кварталы города строят с учетом другого кольцевого диаметра в обход таких объектов.

Такой пример можно увидеть на первом кольцевом диаметре, когда при подготовке велись инженерные сети, которые явно являются частью кольцевого направления, но смещены от идеальной геометрической формы в место более рационально подходящее для формирования структуры кольца (детально этот пример будет рассмотрен в других статьях).

Также нужно делать скидку на то, что формирование кольцевой структуры проводилось более 70 лет назад , без современной техники точного позиционирования на местности GPS, Глонас.

Для детального изучения этого вопроса любой может воспользоваться бесплатной программой SAS.Planet , позволяющей использовать космические снимки и карты большинства картографических сервисов (Яндекс, Google, Bing, Openstreetmap и др.) и имеющей удобные инструменты для измерений.

Для получения наиболее точной информации, конечно же, необходимо получить доступ к текущим и архивным закрытым материалам Генерального плана развития г. Пенза. В публичных материалах информация крайне урезанная. Однако для простого человека, не имеющего доступ к таким материалам, для понимания достаточно будет и описанного в этой статье метода.

Кроме того, используя этот метод можно получить информацию, которая отсутствует в архивных материалах Генерального плана, но была заложена в процессе развития города и влияет на его будущее.

Начало истории тут . Следующая Глава 2 часть 2.

Тема общая для всех регионов, а не только для Пензы. Это пример как можно. Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соц сетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца комментируйте и вносите свои предложения — они важны..

#генплан #генеральныйплан #пенза #дороги