Найти тему

Как моряки прошлого справляли естественную нужду в море, какие были привилегии у офицеров и капитана

"Путь моряка, тернист и извилист“ - автор неизвестен
Команда корабля в начале маршрута
Команда корабля в начале маршрута

Источник фото

Когда я впервые прочитал о моряках древности я постоянно удивлялся их стойкости. Капитан Кук 9 лет посвятил трем кругосветным путешествиям, Христофор Колумб несколько месяцев посвятил маршруту до багам, викинги пару месяцев тряслись по волнам до Гренландии и два месяца они потратили на путь до царь града и то же морем.

Капитан Кук
Капитан Кук

Источник фото

Христофор Колумб 1492 год
Христофор Колумб 1492 год

Источник фото

Гигиена на корабле

Морские плавания давних лет получались очень долгими и сложными, отсюда возникает вопрос, как обстояли дела с гигиеной и справлением естественных нужд. На маленьком судне с небольшим экипажем, например на драккаре викингов в если моряку приспичило поступали достаточно просто, всего лишь нужно было свесить пятую точку за борт, для женщин даже делали перегородку, что бы не смущать дам воительниц, но как быть на крупном паруснике, где была куча людей, которые без остановки ходят туда-сюда. В таких тесных условиях люди включали смекалку и изобретательность, изначально нужно было найти тихое спокойное место, но в удачном расположении. Самым лучшим местом было носовая часть в районе бушприта. Рядом с носовой фигурой имелось две небольших выемки, рядом крепилась носовая фигура - символ корабля, именно в это место и отправляли моряков по нужде. А для безопасности моряков чтобы те не пропали без вести во время шторма, над бушпритом вешали сеть для моряков, вдруг упадет или смоет волна, моряк не утонет. Уже поздней упростили и начали устанавливать решетки прям под ногами для справления малой нужды, а так же деревянные воронки для других дел. Но бывало и такое, что моряков просто смывало волной прям во время процесса, все равно расположение нужника было очень выгодно тем, что это помещение постоянно омывалась волнами, это давало дополнительный плюс к гигиене.

Изображена сетка для страховки матросов
Изображена сетка для страховки матросов

Источник фото

Антисанитария на корабле

Капитан и офицеры жили отдельно от матросов в каютах и у них были свои привилегии, у них были дополнительные удобства, у них были нужники закрытые от волн, причем отдельный нужник был у офицеров и свой единоличны у капитана корабля. У капитана была даже собственная ванна для себя любимого. Еще одна проблема на корабле была с долгим маршрутом до нужника, некоторым служащим путь до туалета получался целым путешествием, из глубин трюма добраться до носа корабля на верхнюю палубу было затруднительно, поэтому матросы часто делали свои дела где получится, в любом уютном месте. Это было настоящим безобразием, и что бы таких нарушений не было ставили в надзор человека "профос", про профоса писали следующее, военный уборщик отходов в лагере отвечающий за соблюдение чистоты. 1720 года в морском петровском уставе указали следующее: за любое справление нужды в неположенном месте наказание порка и штраф, но моряки все равно не слушали и ходили там где им удобно, уследить за этим было невозможно, так как к каждому матросу профоса не поставишь. Только представьте себе какими были воды в трюмах на нижних ярусах, даже современная канализация будет благоуханием по сравнению с кораблем, само собой отходы из трюма иногда откачивали, но не всегда была такая возможность.

профос
профос

Источник фото

Столь ужасной был аромат на кораблях, об этом часто писали переселенцы первые колонисты. Как только корабль заходил на стоянку в порт, открывали все возможные двери и люки, что бы хоть немного проветрить корабль перед следующим отправлением. Абсолютно ужасная гигиена была на византийских и испанских галерах, так вышло что из-за финансового состояния пришлось отказаться от добровольных гребцов, эти сильные матросы были слишком дорогими со своими условиями и их в итоге заменили рабами, во избежание бунтов и неповиновения рабов приковывали к скамьям и веслу. Понятно что раба из-за его нужды не расковывали и не собирались, поэтому у рабов не было выхода и рабы гребцы во время всего маршрута ходили под себя. Даже представить сложно какое амбре стояло на корабле.

Рабы гребцы
Рабы гребцы

Источник фото

До наших дней дошли воспоминания офицеров галеонов, они описывали вонь которую даже представить сложно, ведь к одному веслу сажали нескольких гребцов, понятно почему при любой возможности матросы сходили на берег что бы просто подышать свежим воздухом. Дошло до того что вонь начали учитывать при корректировке тактики, ведь если команда планировала устроить ночной рейд или нападение на веслах, нужно было дождаться пока ветер пойдет от врага, в противном случае враги просто унюхивали нападающих еще до зрительного контакта, поэтому фактор неожиданности больше не учитывался. Если вы когда-то слышали фразу, "этот корабль пахнет работорговлей" - то это не метафора, а реальный корабль работорговцев. Даже в районе Кариб начали устраивать место стоянки, куда вставали корабли рабовладельцев чтобы просто постоять проветриться и немного навести порядок. В противном случае были бы неприятности в порту прибытия, ведь люди бы начали жаловаться на вонь властям города. Работорговные маршруты делали так, чтобы была возможность остановиться, навести порядок и проветриться.

А что вы думайте о гигиене на кораблях? Пишите свои мысли в комментарии.

Подпишитесь и поставьте палец вверх. Вам не сложно а мне приятно, ваши подписки - неоценимый вклад в развитие канала!