Я тут недавно кидала «мелкие стишки». То есть, стихи, которые мы с сыном сочиняли «на двоих», когда он был совсем еще мелким. И обещала рассказать, что такое «рифма» и «прикол» с точки зрения моего ребенка. ) Ну вот, попробую. )
Вообще сын знал, что такое рифма, примерно с трех с половиной лет. И рифмовать именно в этом возрасте пытался во всю. Конечно, на уровне «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка!», но все же.
Одно из его творений было таким:
Послушай, Лешка!
Бежала кошка!
Домой попала,
И кушать стала!
В стихах он вообще старался обращаться к себе, любимому.
Лешка-Лешка хулиган,
Сунул ежика в карман!
Ежик темноты боится,
И на Лешку стал сердиться!
Не надо думать, конечно, что это он прямо «сам из головы выдумал». Обычно мы играли - я предлага строчку, вместе искали рифмы на последнее слово, выбирали из них одну, и с ней придумывали еще строчку. Как-то так, в общем. Позже, лет в 5-6, уже рифмовал действительно сам. Но сначала это было совместное творчество, так сказать.
Рифмы в то время он называл «похожие слова», и придумывать их любил. Ну, в общем, не поспоришь. ) Похожие слова и есть.
И вот, укладываю я его как-то спать... Он тянет время, и, конечно:
- Мам, давай придумаем стих?
- Да чего ж нет-то? Давай! Про кого?
- Про... бычка! - И глаза хитрые-хитрые. Явно что-то задумал.
- Давай... «Шел по городу бычок...» - Я тонко подталкиваю ребенка к творчеству. И жду, что продолжит.
А ребенок этот самый выпаливает радостно давно, видимо, заготовленное, и на мой взгляд совсем бессмысленное:
- У него губа на плече!!!!
И столько восторга... я представила себе сию картину и мы минут пять хохотали. Аж папа пришел. Ну, потом повторили, что такое рифма, поискали рифмы к слову «бычок», поговорили о том, чем сучок отличается от палки, что за гриб сморчек, почему можно упасть на бочек, что за заклинание «чоки-чок». И так далее. Обычные вечерние разговоры.
А стих вышел вот таким:
Шел по городу бычок,
И увидел он сморчек.
Удивился: «Му-му-му!
Ничего я не пойму!
Вы должны расти в лесу!»
«Я сбежал! Боюсь лису!»
Ну, не бог весть что... однако и дитю-то всего 3,5. И вот он уже засыпает, бормочет: «Шел по городу бычок..»
- И что делал? - я тоже уже сонная была, над вопросом не подумала.
Ребенок тут же садится на кровати, и выдает радостное:
- Как что, мама?! Губу растягивал!!!!! А то ж до плеча не достает!
Смех повторился...
- Леша, но это же не рифма!!!
И он гордо так, тоном учителя на уроке:
- Да! Это не рифма! Это - прикол!!!!
Папа нас разогнал еще минут через пять смеха. Мелкому все же пришлось спать, а я подумала, что при случае убью одного крайне любимого сыном друга семьи. Он днем как раз «одалживал» мелкого на погулять и покататься со снежных горок (маленький ребенок вообще позволяет взрослому «легально» и не вызывая удивления у окружающих делать кучу интереснейших вещей...). Ну и, за одно, видимо, поровел «просветительскую работу», научив детя тому, что такое «прикол».
А ваши друзья чему учили ваших детей? )