Почему в интернете считают «недостаточным количество БПЛА»?
Не так давно я написал статью о том, почему российская армия до начала специальной военной операции не была обеспечена несколькими тысячами квадрокоптеров для воздушной разведки. Может быть идея оперативно оснастить «передок» такими БЛА и прикольная (при реально небольшой стоимости), но побочки я обозначал (лишь некоторые).
Но откуда на просторах интернета рождаются такие идеи? Нельзя сказать, что от безграмотности – автор статьи, на которую я тогда отреагировал, далеко не дурак. Но в России почему-то гуляет такое мнение, что беспилотников у нас нет и даже не планируется, в то время как в какой-нибудь US Army все строится только на их роях. Хотелось бы развеять этот миф.
Современные вооруженные конфликты предполагают попытки максимального дистанцирования от противника и минимизацию своих потерь. В случае неадекватного политического руководства противника, решающего воевать до последнего гражданина, получается: если размениваться ракетными ударами, то противника можно ослабить, но нельзя фактически победить – победа в такой ситуации достигается только присутствием своей армии на территории противника.
Но даже в общевойсковом бою принцип дистанцирования и минимизации потерь работает. Беспилотные летательные аппараты и сухопутные робототехнические комплексы – прелестный инструмент реализации этого принципа.
И российское военно-политическое руководство – люди думающие, не идиоты. Бывают исключения, конечно – дураки бывают везде.
Концепция развития беспилотной авиации была заложена достаточно давно. Сначала заимствовался зарубежный опыт (в первую очередь на основе израильских БЛА), затем стали пытаться потихоньку приобретать свой.
В России производство беспилотных летательных аппаратов представлено следующими предприятиями:
- «Кронштадт», Москва (ни фига не Кронштадт)
- «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), Екатеринбург
- «Авиационная холдинговая компания «Сухой» (АК «Сухой»), Москва
- «Специальный технологический центр» (СТЦ), Санкт-Петербург
- «ЭНИКС», Казань
- «Ижевские беспилотные системы» (ИжБС), Ижевск (как ни странно)
- ZALA AERO GROUP (ZALA), Ижевск – входит в ГК «Калашников»
Есть еще предприятия, конечно, но эти наиболее замечательны тем, что они уже заняли и держат какую-то значимую нишу в развитии беспилотной авиации. Кто-то лучше, кто-то хуже… Исключением является лишь п. 3 – но об этом чуть попозже.
В этой статье я расскажу о первых трех компаниях. А точнее о БЛА, разрабатываемых, испытываемых и производящихся данными предприятиями в России
«Иноходец»
Первым на очереди рассмотрения будет «Иноходец» (почти он же «Орион») от «Кронштадта». Это комплекс с БЛА аэродромного базирования. Масса БЛА около тонны, а сам комплекс уже считается разведывательно-ударным. Характеристики экспортного варианта предполагают боевую нагрузку в 300 кг, взлетную массу порядка тонны, продолжительность полета около суток. Дальность применения также ограничивается дальностью радиосвязи – 250 км без ретранслятора. Максимальная скорость – 200 км/ч.
Указанная величина боевой нагрузки позволяет нести до 4 управляемых ракет «воздух-поверхность», до 4 ФАБ-50, до 8 КАБ-20. Были продемонстрированы возможности уничтожения воздушных целей типа «вертолет» (правда, ракетами «воздух-поверхность»). Номенклатура может быть расширена за счет разрабатываемых средств поражения для БЛА, а также за счет интеграции существующего вооружения. Величина боевой нагрузки версии для ВС РФ, разумеется, выше.
Что еще интересного может представить «Кронштадт»? Продолжается разработка комплексов с БЛА «Сириус», «Гелиос», «Гром», «Молния».
«Сириус»
Комплекс с разведывательно-ударным БЛА, повторяющий и продолжающий концепцию «Иноходца» («Ориона») – «Сириус». Собственно, другое название комплекса – «Иноходец-РУ». Это более тяжелый и более совершенный БЛА с максимальной взлетной массой 2,5 т, боевой нагрузкой 300 кг, дальностью полета более 3 тысяч км, крейсерской скоростью в 180 км/ч и продолжительностью полета в 20 ч. Серийная поставка планируется на 2023 год.
«Форпост»
Далее можно рассмотреть продукцию АО «УЗГА». История производства серьезных БЛА этим предприятием берет начало с израильских «Searcher II». В 2010 году эти БЛА стали производиться из израильских комплектующих на Казанском вертолетном заводе. В 2012 году УЗГА по результатам изучения БЛА «Searcher II» создал разведывательный комплекс «Форпост». Первые серийные комплексы стали поступать в войска в 2014 году. Комплекс непрерывно модернизировался, к 2019 году была освоена сборка из российских комплектующих.
В 2021 году был представлен вариант БЛА «Форпост», доработанный для применения ракет «воздух-поверхность».
Продолжением версий БЛА «Форпост» является полностью отечественный комплекс «Форпост-Р» с взлетной массой 500 кг и продолжительностью полета до 18 ч. Дальность применения ограничивается 250 км – прямой радиолинией. Этот БЛА способен нести уже 2 управляемые ракеты.
«Альтиус»
Следующим проектом, который ведет «УЗГА», является производство, модернизация и разработка новых модификаций БЛА «Альтиус». Изначально комплекс разрабатывался другими предприятиями, однако работы были переданы АО «УЗГА». В настоящее время завершены испытания БЛА «Альтиус-РУ», планируется их серийное производство и поставка в войска. БЛА имеет взлетную массу свыше 5 т, полезную нагрузку свыше 1 т, продолжительность полета – до 2 суток, потолок до 12 тысяч м, дальность полета – до 10000 км. Отработано применение ракетного и бомбового вооружения. Важнейшей отличительной особенностью данного БЛА по сравнению с другими отечественными комплексами является использование спутниковых каналов связи для управления – это позволяет снять ограничение по дальности прямой радиовидимости, сделать возможным размещение наземного пункта управления на любом удалении от маршрута полета БЛА при условии наличия покрытия спутниковой связью.
Задел, полученный при разработке БЛА «Альтиус-РУ», используется для дальнейшей разработки новых БЛА различного назначения.
«Кронштадт» (самостоятельно, а возможно и в кооперации с АО «УЗГА») ведет также работы над рядом перспективных БЛА, принципиально новых по своему устройству, назначению и принципам применения.
«Гелиос»
По сути, это подобие самолета ДРЛО. «Гелиос» – комплекс с разведывательным БЛА, предназначенным для радиолокационной разведки и мониторинга. Характеристики радиолокационного комплекса не раскрываются, однако концептуально данный БЛА похож на «Сириус»: способен патрулировать длительное время на малой скорости. Ценность такого комплекса в том, что его развертывание в условиях малого количества самолетов А-50 может обеспечивать контроль воздушного пространства. Если А-50 способен патрулировать до 7 ч, то «Гелиос» – порядка суток.
«Гром»
Разведывательно-ударный комплекс, концептуально отличающийся от всех перечисленных БЛА – «Гром». Его основной задачей является работа по прорыву ПВО противника. Комплекс обладает технологиями снижения заметности, совершает полет на больших дозвуковых скоростях, несет более серьезное вооружение, в том числе противорадиолокационные ракеты и корректируемые авиационные бомбы. Предполагается применение комплекса в едином разомкнутом или рассредоточенном боевом порядке с самолетами Су-57, Су-34, Су-35 для вскрытия районов ПВО и заблаговременной работы по ключевым целям в составе ЗРК до входа пилотируемых самолетов в зону ПВО. «Гром», таким образом, способен снизить возможные потери при прорыве ПВО, завоевании господства в воздухе. «Гром»
«Молния»
Концептуально является российским аналогом разрабатываемого в США БЛА X-61 Gremlin. «Молния» – малогабаритный многоцелевой БЛА воздушного базирования, решающий в том числе и разведывательно-ударные задачи. Предполагается запуск группы БЛА с воздушного носителя (военно-транспортного самолета или, возможно, самолета оперативно-тактической авиации) и действие по концепции «роя». Цель применения примерно такая же, как и у БЛА «Гром», только малые габариты и отсутствие информации о посадочных устройствах ставят под сомнение возможность возврата комплекса из-за предположительно малого запаса топлива. Таким образом, на БЛА, возможно, возложено выполнение ударных задач в качестве тяжелого барражирующего боеприпаса. Тем не менее, с него не снимается разведывательная функция, позволяющая обеспечить группу с самолетами-носителями, осуществляющую прорыв ПВО, информацией о средствах ПВО, в том числе и для применения по ним БЛА «Гром».
«Охотник»
Как я и обещал, нужно рассказать об АК «Сухой». Она не славилась разработкой и производством беспилотных комплексов, однако полученный при разработке Су-57 научно-технический задел позволил начать создание комплекса с БЛА «Охотник», он же С-70. С одной стороны, в список перечисленных выше 7 компаний АК «Сухой» попасть не должна была, так как С-70 еще не завершил испытания и вопрос его производства и принятия на вооружение еще далек от разрешения. С другой стороны, опыт реализации предыдущих проектов однозначно дает понять, что АК «Сухой» все-таки успешно завершит проект С-70.
«Охотник» – комплекс с тяжелым ударным БЛА. Взлетная масса – до 25 т, из них до 8 т – боевая нагрузка. Полет выполняет в дозвуковом и трансзвуковом диапазоне скоростей (по некоторым данным – максимальная скорость может составлять до 1400 км/ч). Диапазон высот полета – от предельно малых до 18000 м. Оснащен радиолокационными средствами, что уникально для БЛА. РЛС позволяет применять АСП (бомбы, в том числе корректируемые, ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух»), а также обеспечивать информацией самолеты, действующие в боевом порядке с С-70, совершающими полет на предельно малых высотах с выключенными РЛС. С-70, таким образом, способен серьезно дополнять истребительные и ударные группы. «Охотник» создается с ориентацией на действие в едином боевом порядке с пилотируемыми самолетами, в первую очередь с Су-57.
Испытания длятся уже не первый год, комплекс в серию не запущен. В чем сложности с «Охотником»? Во-первых, конечно, исключительная сложность тяжелого комплекса, выполняющего широкий круг задач и имеющего самую широкую среди перечисленных БЛА номенклатуру вооружения. Во-вторых, дороговизна каждой единицы БЛА, делающая его испытания, а затем и применение очень ответственной задачей. В-третьих, отсутствие полноценного аналога в мире (единственный спорный вопрос насчет американского RQ-170) и опыта в создании такого БЛА – ведь работа над ним началась раньше, чем были задуманы те же «Гром» и «Молния», а сравнивать его с «Альтиусом» и «Иноходцем» некорректно – это аппарат принципиально иного назначения и вообще уровня. Наконец, работа тормозится развитием (точнее, недоразвитостью) отечественной элементной базы. Однако все это – лишь факторы, требующие больших временных и финансовых затрат, но не делающие невозможными создание и серийное производство как С-70, так и иных российских БЛА.
Вывод
Тяжелые БЛА в России, таким образом, есть, да и будущее им обеспечено светлое. Группа из предприятий, создающих эти БЛА, сформировала и усиливает кооперацию предприятий, работающих ради единой цели – в общем, в лучших советских традициях. В период 2023-2030 гг. мы сможем увидеть все перечисленные комплексы в войсках.
А в следующей статье я расскажу о ситуации с БЛА полегче.