Найти тему
С миру по слову.

Любовь, которая губит, а не лечит. Мистический триллер. Часть 1.

О сиротах принято судить о разным фильмам. В советское время это "Мужики!", "Подранки", "Мачеха" и т.п. В постсоветское время - "На тебя уповаю", "Кука". Иногда на ТВ появлялись и американские комедии типа "Дети напрокат", где бездетная пара брала в семью компанию сирот-малолеток для каких-нибудь целей, но в итоге привязывалась к ним и оставляла у себя.

Все эти фильмы чрезвычайно занятны, некоторые - душераздирающи. И все они заставляют думать, что для помощи осиротевшему ребенку достаточно лишь любви и тепла, остальное приложится.

Так думают и кандидаты в приемные родители, которые приходят в опеку с пакетом документов. Только их реальность сильно отличается от ранее виденных фильмов.

Сироты, показанные в фильмах, вполне могут оказаться беспроблемными умными и понимающими детьми и в жизни. И кажется, все, что нужно для счастливой жизни - лишь умерить взрослый эгоизм и накрыть их любовью. Только не надо забывать, что у кишошных детей есть опыт счастливой жизни в семье. Они знают, что такое родительская любовь и подсознательно жаждут ее, даже если им кажется, что весь мир ополчился против них.

В современных детдомах 90 % детей - социальные сироты, от кого отказались при рождении. Они не испытывают той жажды любви, потому что в принципе не знают, что это такое. Но при этом ощущение внутренней пустоты заставляет их разводить окружающих на эмоции, которыми они пытаются напитаться до отрыжки. Но эти эмоции им совершенно не в прок. Как больнын булимией, они высасывают из опекуна и материальные, и душевные ресурсы, а потом идут и сблевывают полученное в унитаз, заставляя приемных родителей чувствовать себя тупо использованными как презерватив. Игрушки, о которых ребенок "всю свою жизнь мечтал", к вечеру оказываются в лучшем случае заброшенными, в худшем - растерзанными. К ним могут добавиться и чужие, украденные из сада, школы или детской площадки. А на попытку объяснить ребенку, что так поступать нельзя - родитель получает кучу истерик с обвинениями всех и вся в своей тяжкой жизни - типичная сиротская манипуляция. Опекуны не понимают, что сироты, знавшие, что такое родительская любовь и забота, сильно отличаются от нынешних, оказавшихся с рождения никому не нужными; прозябающих в детских домах или семьях алкашей, где их избивают, не кормят, а иногда подвергают не только физическому, но и сексуальному насилию. По сей день редко какая школа приемных родителей способна донести до новичков, с какой дырой в душе живут эти дети. И методы, работавшие с Полиной Зубовой в "Мужиках" никогда не сработают с маленькими Светой или Мишей, которые из-за отсутствия элементарной заботы встали на ноги в два года, а худо-бедно заговорили - в четыре-пять лет. Зато еще на первом году жизни хорошо усвоили, как, расталкивая "конкурентов" по группе локтями, урвать у нянечки хоть маленький кусочек внимания. И когда это внимание оказывается в их безраздельной власти (либо оно делится с куда меньшим количеством конкурентов) - у ребенка сносит крышу.

Нередко приемные родители проявляют чудеса терпения и принятия, надеясь, что "любовь все преодолеет", но поведение ребенка становится все хуже, особенно если он в том возрасте, когда в состоянии причинить реальный вред. И однажды настает день, когда усыновители, застав Свету или Мишу с отрубленным у собаки хвостом или попугаем с открученной головой, в ужасе везут их обратно в детдом с воплем ужаса: "Кого вы нам подсунули - заберите обратно это чудовище!"

В интернете гуляет усыновительский триллер под названием Тимоша. Очень интересный рассказ: с одной стороны - в нем собраны типичные страхи перед детдомовцами: а вдруг у него гены папаши-убийцы или мамаши-воровки? А вдруг он подстережет нас спящими, зарэжет-задушит-убьет, чтоб завладеть нашей квартирой?!

С другой стороны автор описал типичные ошибки, которые совершают усыновители в отношении детей с травмой привязанности. Рассказ отдает мистикой, но на самом деле причины случившейся трагедии совершенно земные и объяснимые.

Прежде чем проанализировать сюжет, приведу его краткий пересказ (ссылку на полную версию дам ниже).

Это Тимошка
Это Тимошка

После года борьбы с бюрократией некая женщина Рита забирает под опеку 6-летнюю девочку Настю. Девочка жила в ДД несколько лет. Она была изъята из неблагополучной семьи, апогеем жизни в которой оказалось жестокое убийство Настиным отцом ее матери и младшего брата на глазах у ребенка. Сама Настя чудом осталась жива, после чего попала в приют.

Директор ДД честно предупреждает потенциальную приемную маму, что ребенок очень сложный, нуждается в профильных специалистах, в том числе психиатрах. Но мама Рита, находясь в усыновительском раже, отвечает, что она и так грамотная, книжки читала, курсы проходила. И что своей любовью она ребенка обязательно оттает. Девочка уезжает к маме Рите. Директор ДД не верит в успех данного предприятия.

Вместе с Настей домой уезжает ее воображаемый друг Тимошка, который «очень бедный и у него ничего нет». Воровство, которым грешила девочка в ДД, совершалось во благо этого «друга». Точнее, именно «друг», по словам Насти, вещи и забирал. Ну, в общем, нормальный такой перенос ответственности с себя на другого.

Тетя Рита умная, она курсы кончала, поэтому к наличию Тимошки относится снисходительно — выделяет ему место в такси, дома выделяет угол для сна. Безоговорочно, по команде девочки, встает и пересаживается на другое место, если та заявляет, что его уже занял Тимоша. Не ругает, если та что-то ворует в магазине «для Тимоши, который бедный и ему надо». Девочка ворует даже несмотря на то, что мама Рита обещает купить ей все, что та ни попросит. Рита понимает, что Тимоша — лишь отображение самой Насти, поэтому жалеет ребенка и не сердится.

Одного мама Рита не понимает: почему несмотря на любовь и заботу, с каждым днем поведение ребенка становится все хуже? Из дома массово пропадают вещи. Ворует их, естественно, Тимоша. Рита пытается объяснить дочери, что воровать нехорошо, но у Насти есть прекрасная отмазка: Тимоша это знает, но ничего с собой поделать не может — он же бедный и ему надо. А если мама Рита пытается настаивать на своей точке зрения — Настя мастерски устраивает истерики, и Рита остывает, ее раздражение снова переходит в жалость. К тому же Настя быстро просекла Ритину слабость — если эту глупую тетку называть «мамой», та растрогается, пустит слезу и сделает все, что Настя хочет. А если откажет в просьбе — ее можно и наказать, назвав «тетей Ритой», тогда ту одолеет чувство вины, и она прогнется под Настины, то есть Тимошины нужды.

Время идет, Тимоша, по словам Насти, растет, «он уже не такой бедный». Как ни странно, от поведения Тимоши страдает и сама Настя. В один из дней Рита обнаруживает, что девочка лишилась всех молочных зубов — их тоже якобы забрал Тимоша, потому что у него-то их нет. В другой день — косичек.
Вещи пропадали одна за другой, Рита пыталась с этим бороться или хотя бы найти украденное, но каждый раз, натыкаясь на мастерски разыгранную истерику Насти, сдувалась.

Женщину уже изрядно вымотала данная ситуация, Настя же с Тимошкой, наоборот, все больше уверялись в своей вседозволенности. Закономерно, что однажды Настины игры перешли границы — в один из дней Рита обнаружила, что Настя изувечила подаренного ей в день приезда домой котенка. У того оказались вырваны глаза — для Тимошки, разумеется, который бедный, и ничего не видит.
В этот день Рита впервые замечает, что у Насти нет даже намека на раскаяние за содеянное, не говоря о жалости к изуродованному котенку. Впервые она задумывается о том, что с Настей что-то не так. Что в сложившейся ситуации виновата сама Рита, женщина даже не задумывается. Всю ответственность она возлагает на ребенка и приходит к выводу, что, наверное и правда надо было по совету директора ДД показать девочку психатрам и добиться, чтобы ее накачали галоперидолом.

Сделать задуманное она не успевает. Девочка вовлекает ее в игру — кукольное чаепитие. Несмотря на странный вкус жидкости, «мама» выпивает все до дна и ощущает странное недомогание: оказывается, чай был «сварен» из ее таблеток, вызвавших слабость и остановку сердца. Перед смертью женщина видит странное создание, состоящее из обрывков подаренных Насте кукол, «украшенное» краденными у Риты вещами, Настиными зубами, смотрящее на нее отнятыми у котенка глазами. Существо заявляет, что он бедный и ему надо сердце — и тянет некое подобие рук к груди Риты. Перед этим существо успело оттолкнуть от Риты свою создательницу — Настю. И вот девочка уже лежит рядом с умирающей приемной матерью, с пробитой головой и бьется в предсмертных конвульсиях. Скорее всего, Рита тоже совершила перенос ответственности за свой поступок на Тимошу.

Ссылка на рассказ - https://mrakopedia.org/wiki/Обсуждение:Тимоша

Продолжение следует