Найти тему

Опять двойка... Что же делать? (Часть 2)

В прошлом материале мы начали говорить о том, что же делать, если ребенок приносит из школы плохие оценки. Ругать за "двойку"? Наказывать - но как? И поможет ли это школьнику разобраться в непонятых им темах? Может быть, наоборот, - имеет смысл награждать за хорошие оценки, тогда и плохих не будет? (Об этом мы уже писали в нескольких наших публикациях - здесь, здесь и здесь).

Итак, плохая оценка не говорит нам о каком-то злом умысле - дети вряд ли горят желанием получить "двойку". Любое наказание будет тут рассматриваться ребенком как несправедливое - и в чем-то он будет прав. Для многих чувствительных детей сам факт получения плохой отметки уже достаточное наказание. Очень часто дети воспринимают это как некую катастрофу, ведь "двойками" пугают и учителя, и родители... Если начать ребенка ругать и наказывать за первую (или уже очередную!) плохую оценку, он только начнет бояться еще больше. А кто-то, нахватав "двоек" и "троек", напротив, махнет на все рукой - мол, отстаньте от меня, я двоечник, неспособный, и всё тут!

Правильное отношение к плохой отметке такое (что надо об этом сказать ребенку):

- ее не надо бояться. Каждый человек не может знать и понимать всё. Всем из нас какие-то знания и умения даются легче, а какие-то - хуже. Плохая оценка говорит о том, что ты что-то не знаешь или не понимаешь. Конечно, это неприятно, и твои чувства можно понять. Но неприятна не сама оценка (!), а то, что у тебя что-то не получается;

- любую плохую оценку можно исправить. Никто не рождается с готовыми знаниями в голове; каждый день мы узнаем множество новых вещей. Если какая-то из них вызывает затруднение, нужно уделить этому побольше времени и труда, разобраться в материале и попробовать сделать то, что не получается, несколько раз;

- ни одна проблема не может решиться сама по себе. Чтобы исправить "двойку", надо приложить силы и потратить время, - это нормально. Подумай, почему ты получил плохую отметку. Возможно, ты болел и пропустил эту тему; ты мог не понять чего-то на уроке и постеснялся переспросить учителя; ты устал, плохо себя чувствовал, отвлекся на слова товарища по парте... причин может быть много, и от них зависит то, как ты будешь исправлять пробел в своих знаниях;

- если ты чего-то не можешь или не понимаешь, не стесняйся спрашивать, просить помощи у старших. Признаться в своем незнании и спросить о непонятном вовсе не плохо. Возможно, тебе посоветуют книги или интернет-сайты, где можно найти дополнительную информацию, по интересующей тебя проблеме - это очень ценный ресурс, который надо использовать;

- не надо сравнивать себя с другими. Еще раз повторим: все люди разные и одним что-то дается легче, чем другим. "Отличник", "троечник", "хорошист" - лишь слова, за которыми очень мало чего стоит. Человек, который обычно получает хорошие отметки, может внезапно получить "двойку", - да, такое тоже бывает, ведь все знать невозможно. От этого он не станет лучше или хуже, он останется тем же человеком, ведь правда?

Мы обязательно вернемся к этой проблеме в наших последующих материалах! Оставайтесь с нами!