Подростковый возраст богат на переживания. Кажется, что впереди много невероятных приключений. Кажется, что наконец-то выросли здравомыслящие люди, которые перевернут мир. Эти люди - мы. То есть, уже они.
Редкий взрослый не улыбнётся снисходительно – неужели вы, ребята, думаете, что первые в этом наивном заблуждении? Да мы в вашем возрасте сами...
История знает молодых людей, которые на самом деле изменили свою реальность. Книги о таких подростках нужны как самим подросткам, так и взрослым: чтобы было, во что верить.
И это необязательно историческая хроника (хотя в нашем обзоре есть книга с очень интересной документальной основой). Это могут быть и зашифрованные образы.
Например, «Мирелла». В атмосферу мрачного Средневековья поместила свою героиню Флор Веско: чума, Смерть, а яростная рыжая колдунья Мирелла, что вчера ещё была безответной нищей сироткой, сочиняет свою магическую песню. Песни Миреллы поднимают тех, кто отчаялся: бедных, прокажённых, униженных, всех тех, кто привык молчать и терпеть.
Очень яркая, необычная версия истории о Гамельнском крысолове.
А например, в следующих двух книгах (кстати, они, как и «Мирелла», из серии «Истории в истории») авторы отыгрывают более сложный вариант: когда ты слишком молод и одинок, а обстоятельства слишком сильны, чтобы предпринять что-то всерьёз.
Так, юный принц из романа Лили Талль «Мим», неожиданно ставший шутом недружественного королевства, перед врагом своего отца оказывается просто дурачком-подростком. Он ещё не успел вырасти, но уже проиграл свою жизнь наивной верой в честь и достоинство. Ещё бы, достоинство и честь слишком часто ведут к проигрышу. Похоже, его окружают только запуганные взрослые, никто не говорит правду королю. Все послушно молчат. Положение выглядит безнадёжно. (Не переключайтесь! Это не конец).
Вероника Мургия в своей книге «Аулия» тоже обращается к теме Средневековья. На этот раз перед нами времена Халифата: в песках пустыни находится затерянная деревня, где, на свою беду, родилась Аулия, слишком немощная и потому бесполезная, да ещё с даром вызывать дождь и беседовать с животными. Непохожая на остальных, непонятная, да ещё вдруг уверовавшая в ересь о том, что где-то существует море. Место, где много воды просто так! Во всём, конечно, виноват чужестранец. Не надо было ему помогать.
Читая между строк, играя в сказочный квест "найди выход там, где его нет", выходит, что единственный промах, который нельзя исправить – это отчаяние. А единственная сказка, в которую не стоит верить – это сказка о том, что будет легко.
Легко вообще не бывает в реальной жизни. Тем и хороши эти романы: они не вводят в заблуждение, но дают надежду и силу.
Флор Веско, «Мирелла»
Лили Талль, «Мим»
То, о чём мы упоминали выше. Каждое поколение молодых людей верит от всего сердца, что сумеет изменить мир. Так ли это безнадёжно, как пытаются убедить подростков постаревшие и усталые взрослые? Мы, мол, тоже такими были.
Александра Зайцева в повести «Девочке в шаре всё нипочём» начинает как будто с подростковой дерзостью: Никто (это имя девушка выбрала себе сама) мучительно презирает родителей. И тихо благоговеет перед тусовкой: эти мрачные ребята, что поют Летова и Янку Дягилеву, танцуют по ночам на крыше. Они верят, что их будущее будет другим.
Критически настроенный глаз тут же заметит любопытное совпадение: эти ребята поют те же песни, что и подростки десять, пятнадцать лет назад.
Но главное: что же такое свобода? Начнём с простого: свобода от чего? Свобода для...
Никто перестанет быть никем, когда впервые в жизни начнёт замечать, что слова ничего не значат. Только поступки. Вот что на самом деле меняет реальность. Хотя бы твою. Это не так уж мало.
С лихим вестерном выступила Марион Брюне. «Без веры и закона» ломает стереотипы: не лихой парень, а тихий и послушный 15-летний сын пастора Гаррет оказывается в компании преступницы, на сторону которой переходит неожиданно для себя, и... оказывается, он такой не первый, и не единственный. И то, что выглядело как «дети попали под дурное влияние» оборачивается чем-то совсем другим. Как и остальные, Гаррет неожиданно понимает, как много накопилось вопросов у него самого. Жизнь, которую он, скрипя зубами, считал нормальной, нуждается в переменах. По крайней мере, в силах самого Гаррета сделать свой выбор, а не чужой.
«Стенсон не ошибалась. Я стольким ей обязан. Не будь ее, я бы, пожалуй, так никогда и не узнал, что можно жить своей жизнью без долгов и рабства. Без того, чтобы на тебя давили другие люди, Бог и обязательства».
Марион Брюне, «Без веры и закона»
Почти документальная хроника. Изабель Пандазопулос в повести «Три девушки в ярости» обращается к документальному жанру конца 1960-х. Во Франции гремит студенческая революция. Этот роман в письмах соединяет судьбы трёх девушек. Благополучная дочь парижского банкира, переехавшая сюда из ГДР её кузина, ломающая голову над историей своей семьи, греческая беженка-коммунистка... они все окажутся в одном котле революции. Общего у девчонок только ярость, и все три – часть единого целого мира. Мира, который очень нуждается в переменах.
Чем кончилась студенческая революция 1968 года, знает весь мир. Современный мир слушает рок, носит ту одежду, в которой хорошо себя чувствует, и не считает неприличным заявлять о своих правах делать собственный выбор, о чём бы ни шла речь.
Старый недобрый мир слишком плохо держался. Ложь просто плохая опора.
Животворящее чувство юмора меняет реальность на наших глазах в первых двух книгах Дарьи Варденбург: старшеклассница Марта со своей иронией настолько не от мира сего, что её рекорд бьёт только бабушка. Старушка неожиданно развеселилась (ни к селу, ни к городу) и принялась творить чудеса. Но если бабушка нашла спасение от невесёлых будней в счастливом прошлом, то сама Марта находит в ней настоящее вдохновение: оказывается, если дурачиться, острить и валять дурака, хочется совершать другие поступки. В «Марте с черепами» мы чувствуем пока ещё ветер перемен, и просто смеёмся вместе с героями над абсурдными, похожими на анекдот, историями. А вот продолжение приключений Марты, дачный детектив «Марта и полтора убийства» при всей летней лёгкости с нотой юношеского безумия, открывает простую истину.
Чудо, которое творит Марта с людьми и реальностью, просто-напросто неравнодушие. О чём бы ни шла речь. Развод родителей из-за нехватки денег, мамины амбиции и папина беззащитность, ссоры друзей. Или тихая безнадёжность дачного посёлка, в котором «мужика замочили», а власти очень стараются замять это дело. Кому это интересно?
Марте просто-напросто интересно жить. Поэтому она и не привыкает, и не живёт, «как всегда жили, и ничего».
«И ничего» со своей безнадёгой кончается на таких ребятах как Марта.
Дарья Варденбург. «Марта с черепами»
Дарья Варденбург. «Марта и полтора убийства»
Подростковые книги действительно обладают свойством менять мир. Как и сами подростки. И это именно то, за что их любят взрослые. Всегда нужно оставаться немножко подростков внутри, чтобы не превратиться в усталых и равнодушных тех, кто привычно повторяет: «всегда так жили, и ничего».
#литература #книги #книги для подростков