Найти в Дзене

Простейший учет расходов в Excel (или Google-таблицах). Мой шаблон + инструкция в картинках

Оглавление

Делюсь своей маленькой разработкой, которой мы каждый день пользуемся уже более двух лет.

Здравствуйте! Меня зовут Альфия, и я люблю держать все под контролем. Уже с детства разумно подходила к финансовым вопросам и умела копить денежки🤓 К 19 годам накопила на свою первую машину, старенький Фольксваген Гольф. Пусть она была старше меня и тарахтела как сумашедшая, зато "сама и не в кредит"😊

Для учета расходов я пыталась пользоваться специальными приложениями для смартфона, но в них было слишком много разных лишних функций. Записывать расходы по старинке в блокнот тоже не вариант - забываю...

В банковских приложениях есть аналитика трат по категориям в виде красивых графиков. Это очень удобно, если Вы всегда пользуетесь только картой. Мне это тоже не подошло, так как половина расходов в нашей семье производится наличными (закупки продуктов на рынке, например).

Пускать финансы на самотек - дело опасное, поэтому решила сделать простенькую табличку в Google-таблицах сама, чтобы в ней не было ничего лишнего.

Главное - выработать привычку записывать расходы сразу после покупки (или в конце дня), иначе потом и не вспомнишь, куда уплыла кругленькая сумма.

К сведению: я предлагаю лишь табличку для учета расходов, а не систему планирования семейного бюджета. Если придумаю такую таблицу, обязательно поделюсь ею с Вами😁

Как устроена таблица

Принцип работы таблицы я взяла на заметку, когда работала бухгалтером на производстве деревянных развивающих игрушек.

"Умная мысля приходит опосля", поэтому я не додумалась тогда сохранить себе шаблон🙄. Зато узнала много интересного, ковыряясь в формулах и создавая таблицу с нуля. Собственно, на той работе у меня и появилась мечта изучить Excel и Google-таблицы как следует, которую я осуществила этим летом. Веселую историю моего обучения читайте здесь:

Куда я пристроила свою внезапно повысившуюся квалификацию😅
Дневник БЛОГодарности3 октября 2022

Однако, даже пройдя онлайн-курс и научившись некоторым "фишечкам", ничего менять в таблице я все равно не стала. Ибо она идеальна для меня в том виде, в котором получилась изначально.

Итак, опытным путем мы оставили 16 категорий расходов:

  • Коммунальные услуги
  • Связь
  • Налоги и госпошлины
  • Транспорт (общественный и такси)
  • Продукты
  • Кафе (любая еда/напитки вне дома: кофе, мороженое, вкусняшки из пекарни, шаурма😂)
  • Машина (бензин, страховка, шиномонтаж, мойка и пр.)
  • Подарки (плюс "что-нибудь к чаю" при вылазке в гости)
  • Одежда и обувь
  • Развлечения (кино, театры, батутный центр и пр.)
  • Бытовая химия (сюда же: косметика уходовая, декоративная и пр.)
  • Товары для дома (батарейки, лампочки, домашний текстиль, мебель, бытовая техника, канцелярия и пр.)
  • Здоровье (аптеки, платные анализы и врачи)
  • Хобби (принадлежности для рыбалки, футбольный инвентарь, пряжа, ткани и фурнитура, абонементы в бассейн и принадлежности для него)
  • Дети (подгузники, оплата развивашек/логопеда, игрушки, книжки и пр. На 18-летие предъявим счёт😂)
  • Прочее (услуги - парикмахерская, ремонт обуви, химчистка и всякое разное, что не нашло места в других категориях)

Сначала категорий было намного больше, но потом я объединила некоторые из них. Например, декоративной косметикой я пользуюсь редко (каюсь, стоило бы делать это чаще😑), отдельная статья расходов мне для этого не нужна. Возможно, для кого-то будет актуально выделить расходы на такси в отдельную категорию. Для любителей кофе тоже можно добавить соответствующую статью (стаканчик кофе по 200р ежедневно выливается в приличную сумму в конце месяца).

Изменяя под себя список категорий, данную таблицу можно применять не только в рамках семьи, но и для бизнеса.

Я постаралась сделать табличку таким образом, чтобы от нового пользователя требовалось как можно меньше усилий для ее настройки.

Как сохранить себе?

Шаблон в формате Excel доступен для скачивания в телеграм-канале. Чтобы закинуть шаблон таблицы себе в Google-таблицы, войдите в свой аккаунт (или зарегистрируйтесь), далее вкладка "Файл" - Импортировать - выбрать скачанный excel-файл.

Мы с мужем ведем учет расходов в приложении "Google-таблицы" в телефонах. Это очень удобно, туда можно подключить всех членов семьи, предоставив им доступ:

Верхний правый угол - "Настройки Доступа". Вводим адреса электронной почты @gmail тех людей, кого хотим подключить. Выбираем для них статус редактора, нажимаем "готово".
Верхний правый угол - "Настройки Доступа". Вводим адреса электронной почты @gmail тех людей, кого хотим подключить. Выбираем для них статус редактора, нажимаем "готово".

Как пользоваться таблицей?

Порядок заполнения максимально прост. Открываете текущий месяц (вкладки внизу), забиваете сегодняшнее число (это необязательно, но мне так легче ориентироваться, если хочу перепроверить подозрительно крупную сумму🧐), вбиваете сумму покупки и указываете категорию из выпадающего списка. Всё.

Пример заполнения. Дата и примечание - по желанию. Сумма и категория - ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Пример заполнения. Дата и примечание - по желанию. Сумма и категория - ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Далее все введенные значения автоматически подтягиваются в сводную годовую таблицу и суммируются в ней по категориям:

Так работает сводка :)
Так работает сводка :)

Как добавлять/удалять категории

Все мы разные, и расходы у каждого свои. У одного есть дети/ автомобиль/ домашние питомцы/ дорогостоящее хобби, а у другого - нет. Не вижу смысла постоянно прокручивать список из 100 категорий, теряя время, если я каждый день покупаю только продукты.

В списке категорий я оставила 10 пустых ячеек, чтобы новому пользователю можно было легко добавлять свои. Допустим, у гражданина N есть породистая собака, которая лопает исключительно дорогущий импортный корм😅 Добавим новую категорию "Корм для Бобика":

-5
-6
-7
-8
-9

Чтобы удалить ненужную категорию, достаточно просто очистить эту ячейку с помощью клавиши DELETE. Удаляем и в сводной, и в той, что чуть ниже (список категорий).

Важно: нули в сводной таблице не трогаем, в этих ячейках содержатся формулы.

Очень важно: категории в сводной таблице и в списке категорий вписываем ОДИНАКОВО и без орфографических ошибок, иначе формула их "не увидит". Я однажды полночи просидела над одним проектом чуть ли не в слезах, а проблема оказалась в том, что в одной из формул было написано "Январ"😑

Для удобства я обычно оставляю "на виду" только сводку и текущий месяц, остальные вкладки скрываю:

-10
-11

Итоги

Данная таблица помогает отследить, какие сферы Вашей жизни в прошедшем месяце оказались самыми затратными, и спланировать будущие расходы. Например, если я вижу, что в графе "Хобби" сияет умопомрачительная сумма, то говорю себе: "Так, дорогуша, новую пряжу мы больше не покупаем, пока не извяжем запасы"🧶

Еще меня частенько смущает графа "Кафе". Тогда я начинаю искать в интернете новые интересные рецепты, чтобы вкусненько и бюджетненько покушать дома. То же самое с категориями "Такси", "Развлечения" и "Подарки", иногда есть смысл пересмотреть свои расходы (но не в ущерб качеству, конечно).

Если Вы решили испытать мое маленькое творение в деле, но остались вопросы или возникли трудности, смело пишите их в комментариях (желательно прикрепить скрины). Постараюсь помочь всем🤗

Друзья, а Вы планируете свой бюджет? Или живете по принципу "будет день - будут деньги"? Какие методы/ приложения/ программы используете? Очень люблю читать статьи на подобные темы, буду благодарна, если поделитесь опытом.

Следующая статья будет "рукодельная". Покажу, какие удобные и симпатичные вещички можно сшить для ребенка, если не умеешь, но очень хочется...

Благодарю за интерес к моему творчеству. Всем богатства и процветания!😘