Edge-o-ber
День восьмой
Любите ли вы театр? Вообще-то это вопрос риторический. Имеется в виду: любите ли вы театр не как зритель, а как актёр?
Когда моей маленькой внучатой племяннице Юлечке объявили, что взрослые идут в театр и берут её с собой, она обрадовалась и спросила:
--А кого я там буду играть?
Вот это правильный подход! Устами ребёнка...В Вахтанговский театр, между прочим, был выход, на премьеру.
Многие из нас, кто в садике и школе, кто во взрослой жизни, участвовал в постановках любительских спектаклей. Я кого только не изображала! В детстве у меня случились роли в кукольном театре. Кстати, кукол мы делали сами. Помню злого волшебника в пьесе «Сказка о потерянном времени». В «Зайке-зазнайке» у меня была главная роль.
Когда я работала в университете, мне довелось играть роль мамы профессора Хиггинса в «Пигмалионе» Бернарда Шоу. Блистала в роли старой дамы, так сказать. Потом так и повелось: во многих постановках я играла взрослых тёток, училок, бабушек —это уже работая школьным учителем. Было весело, между прочим. Получала удовольствие, отрывалась по полной.
Вы спросите: почему я про театр, когда тема сегодняшнего поста называется «Игра теней»? А вот есть причина: у меня была роль в театре теней! Я изображала маму Ленина. Мальчика Володю Ульянова играла моя старшая дочка, ей тогда лет пять было. Наверное, Катенька даже не помнит этот эпизод.
А дело было так. Я работала на физико-математическом факультете, и мне внезапно пришлось отвечать за студенческую самодеятельность. Готовился концерт, посвящённый круглой дате Ильича, возможно, это был 1980 год. И по возрасту Катюши сходится. Так вот, надо было как-то выпендриться, сделать всё не как у других. Мы придумали в самом начале выступления использовать теневой театр. Пришлось сшить огромный белый экран, который повесили с краю сцены. У задней стены поставили настольную лампу, которая освещала экран. А между экраном и лампой ходили «актёры», изображающие героев, о которых студенты с выражением что-то рассказывали в микрофон. Кажется, даже в стихах. На экране получались движущиеся теневые картины. К сожалению, будучи внутри действа, я не видела, как это выглядело. Говорят, было здорово.
Репетировали долго, потому что надо было экспериментально установить траектории движения, чтобы тени получились пропорциональные. Физика, в общем, пригодилась.
Мой эпизод в этом странном спектакле состоял в том, что в длинном платье (на самом деле какую-то простынку обернула вокруг талии, все равно только тень видна), с высокой причёской (это были мои реальные волосы) я двигалась вдоль сцены, а навстречу мне выбегала моя дочка в штанишках (изображая пацанчика), и я её поднимала на ручки. В это время звучал пафосный текст о материнской любви.
В традиционном театре теней персонажи —плоские фигуры, которые двигаются с помощью актёров. То есть тень создаётся практически картонкой. А я играла живую тень. Вот какой у меня был опыт.
Повторюсь: тень — область пространства, куда не попадает свет.