Дебютный фильм Сэма Мендеса, срывающий маски с людей и возвращая их к реальности.
Сем Мендес снял простой фильм, который отражает серьезные проблемы. По сюжету, главный герой Лестер Бернем переживает кризис среднего возраста. Ему кажется, что жизнь в браке прошла совсем зря, его никто не любит, да и сам он законченный неудачник.
Семья, как водится – главная ячейка общества, на которой строятся государственные системы и вырабатываются ценности. Минус в том, что для каждого из семьи, есть то, чем может манипулировать система. В эпоху «общества потребления» на каждого нашёлся тот миф, к которому бы индивид хотел следовать. Так и получалось, что у каждого члена семь свой миф, пошатывающий брачный быт.
Снимать кризис отношений – не новаторская идея. Этому уделяли внимания такие великие режиссеры как, например Ингмар Бергман и Ясудзиро Одзу. Проблематика их фильмов обычно затрагивала темы традиций, веры, нравов и психолого-эмоционального состояния. Мендес же говорит о назваными Бодрийяром симуляторов и симулякров. Для этого нужно просто охарактеризовать каждого героя фильма, который живет в своем мифе. Это и главный герой Лестер Бёрнем, который пытался имитировать счастливую жизнь главы семейства; его жена, изображающая из себя успешную карьеристку и хранительницу очага; их дочь, которая считает себя некрасивой и хочет увеличить грудь; ее подруга, которая вызывающе ведет себя на публике, оказывается девственницей.
«Американская мечта», к которой стремились партнеры, рухнула в один миг, и что дальше? Дальше продолжается то, что они делали 20 лет брака – акцентируют свою свободу на вещи. Лестер, уйдя с работы с выплаченной годичной зарплаты – начинает пользоваться, как ему кажется свободой: кокетничает с подругой своей дочери (привет «Лолите» Набокова), курит травку и покупает дорогую машину. Его жена позволяет волю своим эмоциям и заводит любовника. Стоит ли говорить, что это не даст своих плодов?
Но внутри своего мифа, или кукольного домика – кто как хочет, так и представляет, поражены стереотипом не только главные герои. Так сосед, бывший военный, строит свою семью по принципу казармы, где жена и сын должны ходить по струнке. Или взять, к примеру, парочку гомосексуалистов, которые буквально живут в журнальной обложке про дизайн, правильное питание, моду и спорт.
Все, что окружает нас – всего-лишь вещи. И Лестер это понимает, правда не сразу, лишь только в конце. Когда перед ним открывается чистая красота – голое тело невинной школьницы, которую он не смеет осквернить. Он видит, куда привела его погоня за красивой картинкой, и понимает, что его глупая и никчемная жизнь была тем счастьем, за которым стоило следить. Правда, прозревает только один герой, не считая молодого Рики – сына того самого вояки, который любит за всеми следить и снимать на свою камеру. Он давно снимает красоту, пытаясь запечатлеть ее, сохранить и обессмертить. Проблема в том, что он ее видит даже в самых незначительных деталях, даже в одиноком пакете, порхающим над асфальтом.
Вот и Лестер уже держит семейную фотографию, но понимание приходит слишком поздно, ведь для остальных миф продолжается, а реальность так и не пробивается в глаза. И неважно, кто положит конец этой истории, важно то, кто проснется после громкого выстрела.