Найти в Дзене
Ленинка

От чего умер Дон Кихот

История о похождениях хитроумного идальго Дон Кихота была задумана Сервантесом как пародия на рыцарские романы. Но, как это часто бывает, идея автора по ходу создания произведения трансформировалась. Начнём с того, что главный герой романа никогда не был рыцарем. Хотя с лёгкой руки своего верного оруженосца Санчо Пансы он известен всему миру как рыцарь печального образа. Да и сам оруженосец появляется у Дон Кихота не с первого его выезда на подвиги, а лишь со второго. Прозвал Санчо своего хозяина так за общее впечатление о нём: костлявый, бледный и жалкий в своей худобе и в то же время взбалмошный, идейный и бесстрашный идальго. Дон Кихот увлёкся рыцарскими романами. Он задумал личную миссию — нести в мир добро, справедливость, бороться со злом, то есть «возродить в век железный век золотой». Ему нужно было совершить подвиги, чтобы завоевать славу и подтвердить (закрепить) своё рыцарское предназначение. На пути к мечте Дон Кихот погружается в мир собственных иллюзий, которые, по перво

История о похождениях хитроумного идальго Дон Кихота была задумана Сервантесом как пародия на рыцарские романы. Но, как это часто бывает, идея автора по ходу создания произведения трансформировалась.

Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / пер. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова ; предисл. А. П. Белецкого ; ил. Г. Дорэ. Т. 2. Москва, 1937
Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / пер. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова ; предисл. А. П. Белецкого ; ил. Г. Дорэ. Т. 2. Москва, 1937

Начнём с того, что главный герой романа никогда не был рыцарем. Хотя с лёгкой руки своего верного оруженосца Санчо Пансы он известен всему миру как рыцарь печального образа. Да и сам оруженосец появляется у Дон Кихота не с первого его выезда на подвиги, а лишь со второго. Прозвал Санчо своего хозяина так за общее впечатление о нём: костлявый, бледный и жалкий в своей худобе и в то же время взбалмошный, идейный и бесстрашный идальго.

Дон Кихот увлёкся рыцарскими романами. Он задумал личную миссию — нести в мир добро, справедливость, бороться со злом, то есть «возродить в век железный век золотой». Ему нужно было совершить подвиги, чтобы завоевать славу и подтвердить (закрепить) своё рыцарское предназначение.

Иллюстрация к книге «Дон-Кихот. История удивительного рыцаря с шестью раскрашенными картинками» (Москва, 1923)
Иллюстрация к книге «Дон-Кихот. История удивительного рыцаря с шестью раскрашенными картинками» (Москва, 1923)

На пути к мечте Дон Кихот погружается в мир собственных иллюзий, которые, по первоначальной задумке автора, высмеивают деяния главного героя. Например, сражение с ветряными мельницами, принятыми Дон Кихотом за великанов, показывает тщетность борьбы с самой жизнью, с её каждодневными проявлениями.

Но людям, встречающим на своём пути рыцаря и оруженосца, грозит настоящая опасность физической расправы. Полное растворение в мечтах преломляет реальный мир Дон Кихота. И вот уже траурная процессия — это выходцы с того света, монахи — враги, которых надо уничтожить. Мирные и безобидные люди едва уносят ноги от рыцаря. При этом он утверждает, что призван защищать обиженных и униженных. Однако каторжане, которых он освободил с галер, не оценили его благородных порывов и в благодарность за свою свободу побили Дон Кихота камнями. Границы добра и зла размылись.

Иллюстрация к книге «Дон-Кихот. История удивительного рыцаря с шестью раскрашенными картинками» (Москва, 1923)
Иллюстрация к книге «Дон-Кихот. История удивительного рыцаря с шестью раскрашенными картинками» (Москва, 1923)

Наконец автором уже перейдён Рубикон, за которым комедия преобразовалась в трагедию. Сопротивляющийся безумию Дон Кихота мир сам предстаёт как несовершенное, полное несправедливости, жестокости и цинизма место.

Во второй части романа перед читателем Дон Кихот, нарушающий привычный уклад жизни обывателя, вскрывающий человеческие пороки, то есть настоящий рыцарь без страха и упрёка. Такой человек всем мешает, общество его выдавливает, и Дон Кихот, в конце концов, утрачивает веру в себя, но остаётся предан своим идеалам. Трагический финал становится логичным завершением истории о благородном идальго.

Но от чего же умер рыцарь печального образа? Его никто не убил, он не сгинул в дальних краях, не попал в дом умалишённых. На могиле своего доброго хозяина Санчо Панса скажет: «Сжила его со свету тоска». Тоска по идеальному, справедливому и фантастическому миру, созданному воспалённым умом Дон Кихота, уничтожила своего создателя.

Здесь лежит идальго смелый,
Чья отвага забрела
В столь высокие пределы,
Что и смерть не возмогла
Прах смирить похолоделый.
Пренебрегши миром шумным,
Он бродил виденьем чумным,
Добрым людям на забаву,
И, стяжав навеки славу,
Умер мудрым, жив безумным.
Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / пер. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова ; предисл. А. П. Белецкого ; ил. Г. Дорэ. Т. 2. Москва, 1937
Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / пер. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова ; предисл. А. П. Белецкого ; ил. Г. Дорэ. Т. 2. Москва, 1937

Прочитать историю подвигов знаменитого Дон Кихота можно в электронной библиотеке РГБ и НЭБ.

Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Мигель де Сервантес Сааведра ; пер. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова ; предисл. А. П. Белецкого ; ил. Г. Дорэ. — Т. 1. — Москва, 1935.

Мигель де Сервантес Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Мигель де Сервантес Сааведра ; пер. под ред. Б. А. Кржевского и А. А. Смирнова ; предисл. А. П. Белецкого ; ил. Г. Дорэ. — Т. 2. — Москва, 1937.

Дон-Кихот. История удивительного рыцаря с шестью раскрашенными картинками. — Москва, 1923.

Подписывайтесь на телеграм-канал Ленинки.