Найти в Дзене
PLANESPOTTING

Новокузнецкие Ту-154: день рождения "полтинника" в компании легендарных самолетов

В день рождения Ту-154 (3 октября 1968 года лайнер совершил первый полет) посетили стоянку АТБ по обслуживанию советских самолетов в Международном аэропорту Новокузнецк им. Б.В. Волынова. Когда-то здесь было 7 самолетов. Сейчас находится 4 "полтинника".

АТБ ООО «Аэрокузбасс» сертифицирована на выполнение работ по техническому обслуживанию самолетов ТУ-154М, АН-24, АН-26, вертолетов МИ-8Т по всем видам регламентов технического обслуживания. Современный лабораторный комплекс АТБ осуществляет техническое обслуживание, ремонт широкого спектра авиационного и радиоэлектронного оборудования. При нас одна из Ту-154 проходила ремонт в ангаре. Перед ним на стоянках находятся четыре Ту-154М на хранении.

Начнем с борта, связанного с Омском.

Несуществующая ныне компания - Авиалинии Дагестана / Якутия - RA-85031 - Ту-154М

-2

АО «Авиалинии Дагестана» (South East Airlines) — закрытое в декабре 2011 года авиапредприятие, базировавшееся в Махачкалe (Уйташ). Авиакомпания осуществляла регулярные рейсы из Дагестана в Москву, Санкт-Петербург, периодически выполнялись полёты в Стамбул, ОАЭ и паломнические рейсы на хадж. После остановки операционной деятельности рейсы авиакомпании «подхватили» «Авиационные Линии Кубани» на самолётах Як-42, вместимость которых оказалась достаточной ввиду небольшого количества пассажиров.

Построен в июне 1987 г. Послужной список немал - Cubana de Aviacion, ОмскАвиа (AirUnion), Hemus Air, Авиалинии Киргизстана, Интеравиа (АСТ Эйр), Заполярье, Авиалинии Дагестана (South-East), Якутия. С июня 2012 на хранении в Новокузнецке.

С июня 2012 на хранении в Новокузнецке.

Компания "Континент" начала активную деятельность на рынке внутренних пассажирских перевозок в 2010 году путём возврата к эксплуатации законсервированных самолетов Ту-154, ранее выведенных из парков других авиакомпаний. Низкие лизинговые платежи за подержанную технику позволили авиакомпании предложить значительно более низкие, чем у конкурентов, тарифы на авиаперевозки в аэропортах Красноярского края, а затем и в других регионах. Базировалась в аэропортах Внуково, Емельяново (Красноярск), Алыкель (Норильск). Со второй половины июля 2011 года более половины ранее заявленных и введенных в продажу рейсов авиакомпании, в том числе на южные курорты, систематически задерживались и отменялись, что связано с долгами авиакомпании перед аэропортовыми службами и дефицитом оборотных средств. 29 июля 2011 года у компании был аннулирован сертификат эксплуатанта воздушных судов. 19 июня 2012 года авиакомпания была признана банкротом.

-4

RA-85099 - Ту-154М - Континент.

Построен в феврале 1987 г. Послужной список: авиакомпании Болгарии, Ирана и Венгрии - Балкан, Kish Air, BAC - Bulgarian Air Charter, Air Adriatic (Air Adriatic Charter), Iran Air Tours, российские - 400 / Red Wings, Континент.

С августа 2011 - на хранении в Новокузнецке.

Еще одна авиакомпания, ушедшая в историю - "Аэро Рент". Базировалась во Внуково, выполняла регулярные и чартерные / VIP-рейсы. Годы работы - 1996-2011. В наследство от предыдущегоj эксплуатанта - а/к Самара - самолету досталась ливрея альянса AirUnion (КрасЭйр, Домодедовские авиалинии, Самара, СибирьАвиаТранс, Омскавиа).

-6

RA-85716 - Ту-154M - Аэро Рент.

Все 4 Ту - в кадре

Построен в ноябре 1991 г. Послужной список: советский Аэрофлот, China Xinjiang Airlines, Аэроволга (Самара), Georgia Air Prague, Самара (AirUnion), Iran Air Tours, Домодедовские Авиалинии - ДАЛ (AirUnion), Москва (Атлант-Союз), Красноярские А/Л, ВИМ-АВИА, Континент, Аэро Рент. С ноября 2011 - на хранении в Новокузнецке. Отлетал чуть больше половины назначенного ресурса.

Заключительный борт

85754 - Ту-154М - СибНИА им. Чаплыгина

Построен в ноябре 1992 г. Послужной список: до 97 года - совместная эксплуатация Аэрофлотом и Корсаром. С 1998 по 2009 - Челябинское АП, Энкор, иранский Mahan Air. С 2004 - на хранении во Внуково с отстыкованными консолями крыла

-9

В марте 2009 замечен в Домодедово в полностью белой ливрее, в июне появилась надпись "Авиаэнерго". C декабря 2010 переведён в реестр экспериментальной авиации (без префикса RA-).

C июля 2017 - на хранении в Новокузнецке.