Найти тему
Логопед Наталья Екб

Развиваем пространственные представления

Формирование пространственных и временных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”

Игра “Обезьянки”

Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Игра “Путаница”

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Ориентирование в окружающем пространстве

Игра “Что где находится?”

Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”

Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.

Игра “Что изменилось?”

Цель: знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева), сможет оказаться внизу (справа), и наоборот.

Игра “Назови соседей”

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: найти изображение какого-то предмета и определить: - что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: - в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

Вариант 3: Слева от Мурзика кот Тишка, справа от Мурзика кот Кузя. Мурзик серого цвета. Скажи, какого цвета Тишка и Кузя.

Вариант 4: Справа от Алёши стоит Серёжа, а слева от Алёши - Миша. Покажи этих мальчиков. Скажи, кто в какую рубашку одет.

-2

Игра “Я еду на машине”

Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции педагога, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.

Вариант: На схемах изображены маршруты, по которым должны ехать машины. Проложи эти маршруты на рисунке, употребляя слова «направо», «налево», «прямо», «вперед», «назад».

-3

Еще больше заданий можно найти в книге Земцовой Ольги,
с помощью которых можно закрепить навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, повторить пространственные понятия «направо», «налево», «вверх», «вниз», «далеко», «близко», а также потренироваться в правильном употреблении предлогов «в», «на», «над», «под», «около», «перед» и т. д.

-4

#Развитие пространственных отношений #логопед