Какие-то смешанные чувства меня преследуют весь день после экскурсии по городу в компании известного краеведа, журналиста Антона Лыскова. Я безумно люблю Каменск-Уральский, несмотря на то, что попала в него внезапно и против своей воли, подобно той самой Вере Мухиной. И подобно ей же, металась в тоске, страдая в разлуке с Родиной. Вот только не смогла вернуться обратно и уже не вернусь.
Лейтмотивом сегодняшней встречи сегодня был рассказ таком интересном, ярком, но очень странном периоде в жизни нашего города, пришедшемся на конец 30х, начало 50х годов XX столетия. Каменск-Уральский, как, впрочем, и вся страна Советов переживал тогда взрыв развития во всех сферах жизни. Улицы постепенно обретали очертания и не хаотичные, а очень чёткие и выверенные, следовавшие генплану, в стиле сначала сдержанного конструктивизма, а затем сталинского ампира.
Прообразом городка Алюминщиков стал так называемый Свердловский "городок Чекистов". В каждом квартале были запланированы не только ясли-сад, но и магазин, клуб, фонтан и прочие радости жизни. Даже Великая Отечественная война 1941-1945гг не повлияла на развитие небольшого уральского города. Даже наоборот этот печальный период в жизни страны позволил сконцентрировать очень большое количество знаменитых и очень талантливых людей. Одна только семья Веры Мухиной и Алексея Замкова, прибывшая на несколько месяцев в эвакуацию, чего значит.
Писатели, инженеры, простые, но очень знаменитые рабочие, такие как мастер каменной кладки Григорий Шестаков, врачи, учёные, писатели и поэты и обычные люди. Родившиеся в нашем городе или попавшие волею тяжкой судьбы, вкладывали ежедневный свой труд, как тогда говорили в "светлое будущее".
Люди жили очень скромно и просто с надеждой, что завтра всё будет лучше, чем вчера. Завтра настало, а вот лучше не везде. Та часть города, которая 80 с лишним лет назад напоминала муравейник, сейчас своим видом вызывает только отчаяние.
Остаётся загадкой, почему не были сохранены те самые "Командирские" коттеджи, построенные специально для руководства завода УАЗ. Из панорамного окна одного из них, та самая создательница признанного эталона социалистического реализма "Рабочий и крестьянка" печально смотрела на изумительные уральские пейзажи из и тосковала о Москве.
Вы возможно сможете понять моё отчаяние, если сравните судьбу двух зданий, построенных примерно в одно и то же время.
В помещении прежде очень популярной, а позже почти полностью разрушенной городской бани, сегодня находится не менее популярный на сегодняшний день фитнес центр. Владелец которого даже под сайдингом сумел сохранить прежние очертания "той
самой бани".
А на месте ни чем не сравнимого по архитектуре, первого детского сада посёлка Алюминщиков ( позже там находился детский дом и медицинский вытрезвитель) находится отвратительный бомжатник.
Не хотелось бы показаться брюзгой и ворчать про то, "как было и как стало". Нет, я не спорю с тем, что последние годы мой любимый город всё больше восстанавливает забытые знаменитые места и строит новые. Стадионы, парки, набережные, детские площадки появляются, как по мановению волшебной палочки. Но по-прежнему остаётся очень много вот таких дверей "в никуда".