Найти тему
Coracero

Ударные вертолёты Ка-52 "Аллигатор".

Оглавление

К моменту начала серийного производства вертолёта Ка-52, в 2011-м году, от исходной идеи, заложенной ещё в 1984-м, ничего не осталось. Тогда он задумывался ещё как дополнение к Ка-50, чтобы компенсировать выявленные на испытаниях слабые стороны одноместного ударного вертолёта.

Однако, это вовсе не означало, что сам вертолёт стал хуже. Скорее, наоборот, всё то, что в 1980-е или в 1996-м году, на момент сборки первого прототипа Ка-52, существовало на бумаге и не могло быть реализовано даже с использованием импортного оборудования, на серийных "Аллигаторах" было воплощено в реальности.

-2
-3
-4

РЛС миллиметрового диапазона, эффективная при поиске и распознавании наземных целей, вплоть до отдельных единиц техники, дополнялась обзорной надвтулочной РЛС дециметрового, для контроля воздушной обстановки, в составе прицельно-навигационного радиолокационного комплекса "Арбалет" РН-01, а также оптико-электронный поисково-прицельный комплекс на стабилизированной платформе ГОЭС-451, были сведены в единую систему управления Аргумент-52, взаимодействие экипажа с которой реализовано в современной "стеклянной" кабине двухместного вертолёта. Хотя прямых упоминаний об этом и не встречается*, но дата начала производства подразумевает и наличие интегрированного приёмника спутниковой навигации, со всеми соответствующими возможностями.

  • ну, или мне не встретилось
-5

Просто в 2011-м году Ка-52 уже не был отдельным "командирским" или вертолётом разведки, целеуказания и управления при ударном Ка-50 - это был самостоятельный ударный/разведывательный вертолёт, со всеми вышеуказанными функциями, но не подразумевавший наличия "младшего напарника".

Специфика современного поля боя для ударного вертолёта.

Если отступить немного в прошлое, когда Ка-52 ещё был на стадии прототипов, то опыт англо-американской военной операции 2003-го года в Ираке "Свобода Ираку" и последующего "партизанского" периода, вплоть до вывода войск в 2009-м году, показал довольно неприятную для вертолётчиков статистику, если по числу боевых вылетов уверенно лидировали самолёты,

Выход на оперативный простор в современной военной операции. Ирак, 2003-й год.
Coracero29 сентября 2022

то, по числу потерянных, столь же уверенно лидировали вертолёты, в основном, именно те, что задействовались "на передке": ударные "Апачи" AH-64D, "Суперкобры" AH-1W и разведывательные "Кайовы" OH-58D.

  • всего потеряно самолётов - 14 (7 в ходе "Свободы Ираку")
  • всего потеряно вертолётов - 97 (15 в ходе "Свободы Ираку")
  • потеряно ударных AH-64A/D «Апач» - 24
  • потеряно ударных АН-1W «Кобра» - 8
  • потеряно разведывательных ОН-58D «Кайова» - 18
  • вооружённых десантных/многоцелевых UH-60 «Блэк Хок» - 17
  • по статистической подборке из "Зарубежного военного обозрения", с сайта "Уголок неба"

На период военной операции, например, приходится четыре потерянных "Апача", два "Кайова" армии США и два ударных вертолёта морской пехоты США "Суперкобра".

  • для понимания проблемы, за период "Свободы Ираку", все "армейские" вертолёты, включая 151 "Апач", отстреляли 416 противотанковых управляемых ракет или около 100 пусков на одну потерянную ударную машину, даже не считая "Кайовы" и "Чёрные ястребы", что также могли нести подобное вооружение

Собственно, причина такого перекоса, как в ходе масштабной военной операции, так и в ходе последующей "контрпартизанщины" - это сочетание работы вертолётов в зоне действия мобильных и переносных зенитно-ракетных комплексов, ствольной зенитной артиллерии и даже стрелкового оружия, и вылетов с необорудованных или плохо оборудованных полевых площадок.

-6
-7

Первая составляющая очевидна, поражение, практически, любой цели на поле боя будет сопряжено с риском попасть под огонь противника, потому что шанс поразить вертолёт имеет почти всё, что стреляет, а средние высоты, которые исключили бы, например, стрелковое оружие и ствольные зенитки, недоступны из-за риска попасть под прицел уже "больших" ЗРК (с потерей преимущества внезапности атаки на малых и сверхмалых высотах).

  • одно из достоинств РЛС "Арбалет" - это "умение" работать с рельефом местности, в миллиметровом диапазоне радар способен различать даже такие препятствия как провода линий электропередач

Немалая дальность применения вооружения вертолётом, однако, риска обстрела с земли вовсе не исключает.

  • комплекс вооружения "Штурм-ВУ", в зависимости от того, с какой из модификаций противотанковых ракет его успели "подружить" разработчики, имеет предельную дальность поражения цели от 6 до 8 км, работает с телеавтоматом, обеспечивающим автоматическое сопровождение распознанной цели
  • наиболее вероятные, в качестве вооружения, противотанковые управляемые ракеты "Атака" 9М120 могут иметь не только кумулятивную, но и термобарическую боевую часть весом в 6 кг, при весе ракеты в момент пуска в 35 кг и дальности пуска до 6 км
  • всего противотанковых ракет Ка-52 может нести до 12 единиц, а общая боевая нагрузка, на шести узлах подвески, достигает двух тонн или более, но в перегруз - взлётный вес вертолёта до 10,4-11,3 тонн, в зависимости от загрузки
  • пушка 2А42 применяется со встроенной в фюзеляж артиллерийской установки П-800

Разумеется, что "Апач", что "Аллигатор" могут уничтожить "Шилку" или расчёт ПЗРК, даже некоторые типы мобильных ЗРК, не входя в их зону поражения, не говоря уже о таких "зенитных" средствах как пулемёт или ПТРК, проблема в их распространённости. Выход в атаку на любую цель может привести вертолёт под прицел зенитчиков, обычных стрелков-пехотинцев, боевых машин, противотанкистов и других агрессивных и вооружённых лиц.

-9
  • ГОЭС-451 имеет не только средства наблюдения, от оптического диапазона, до тепловизора, его лазерный дальномер используется и для наведения ракет комплекса "Штурм-ВУ", либо семейства Х-25/Х-29, камеры ОЛС также "работают" на телевизионный автомат сопровождения цели "Штурма"

Это означает, что, помимо "длинной руки" своего вооружения, современному ударному вертолёту требуется контроль обстановки на поле боя и быстрое распознавание целей, да и при стрельбе "зависать", сразу в обоих смыслах слова, явно не стоит. Здесь также проявляются преимущества миллиметрового диапазона, потому что такая РЛС способна не только различить цель типа танк с дистанции до 12 км, но и грубо определить, собственно, тип цели по отражённому сигналу - точное определение будет производиться уже при помощи ОЛС - сразу же передавая данные для наведения оружия и/или работы ОЛС.

По данным из открытых источников, "Арбалет" обрабатывает до 20 отдельных наземных целей, одновременно.

Борзов А.Б. "Миллиметровая радиолокация." На диаграмме - расчёт отражённого сигнала после облучения танка с длиной волны 8 мм.
Борзов А.Б. "Миллиметровая радиолокация." На диаграмме - расчёт отражённого сигнала после облучения танка с длиной волны 8 мм.

Какими бы совершенными средствами разведки не обладал вертолёт, на примере всё той же статистики "Апачей" AH-64D, у которых РЛС миллиметрового диапазона "Longbow" размещена в обтекателе над втулкой винта, а не в носовом, как у "Аллигатора" Ка-52, то есть, имеет круговой обзор, можно сказать, что распознать все цели в боевой обстановке просто не получается. Сказывается рельеф местности, скрывающий противника, особенности того, что называется "подстилающей поверхностью" - тип грунта, тип покрова, вроде леса, кустарника, травы и камней, снежного покрова и т.п., на фоне которых дальность распознавания целей может сильно меняться; помимо этого, электромагнитная волна в миллиметровом диапазоне подвержена и значительному затуханию при сильном запылении воздуха, при дожде и снеге.

-11

Разумеется, ночью, над лесистой и холмистой местностью, при сильном дожде, снеге или песчаной буре, ударный вертолёт без РЛС не сможет работать, скорее всего, никак, но и с РЛС такая обстановка будет весьма сложной для наблюдения. Плюс к тому, любая обстановка осложняется тем, что сами вертолётчики скрываются от наблюдения и атак зенитно-ракетных комплексов на сверхмалых высотах, пользуясь рельефом местности.

инфографика - сайт topwar.ru, статья "Бортовой комплекс обороны Л-370 «Витебск» в бою".
инфографика - сайт topwar.ru, статья "Бортовой комплекс обороны Л-370 «Витебск» в бою".

Хотя "в интернетах" иногда встречается насмешливое, ироничное отношение к броневой защите вертолётов, особенно Ми-28Н, но "достаётся" и Ка-52, с тем самым аргументом, что современное вооружение не требует сближения с целью; в реальности, до броневой защиты и других средств повышения живучести вертолётов дело доходит, как бы осторожно они ни применялись, каким бы техническим превосходством, перед противником, ни обладали.

-13
-14

В сравнении с Ка-50 или тем же Ми-28, броневая защита Ка-52 ослаблена, из-за требований по весу и аэродинамике. При создании вертолёта с двухместной кабиной, пришлось отказаться от полностью бронированного остекления, включая боковое, как на исходной "Чёрной акуле". Большая часть брони на Ка-52 сосредоточена в "броневанне" экипажа (плюс лобовое стекло), только она и гарантирует защиту от прямого попадания пуль крупного калибра и зенитных снарядов, до 23-мм. Как и на штурмовиках типа Су-25, броня ударных вертолётов - это бронирование и дублирование лишь жизненно важных элементов, а не сплошная броня корпуса. Соответственно, выживание вертолёта под обстрелом, становится разновидностью лотереи с накапливающимся шансом критического поражения, с каждой новой попавшей пулей, снарядом или осколком от близкого разрыва ракеты ПЗРК.

Каким бы совершенным ни был современный бортовой комплекс обороны "Витебск", разработчики зенитных ракет также совершенствуют свою продукцию.

-15

Говоря об угрозе поражения вертолёта, нужно отметить и такой момент, часто вызывающий недоумение, как применение неуправляемого оружия с кабрирования, то есть, во время резкого набора высоты с задиранием носа. Да, такая практика вызвана именно угрозой поражения вертолёта со стороны ПЗРК или стрелкового оружия, но сам выбор неуправляемого вооружения, в принципе, сохранение его в составе вооружения, зависит от специфики целей, среди которых встречаются, например, самые банальные окопы,

БОЕВОЙ УСТАВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЕДЕНИЮ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ,
часть 3 - ВЗВОД, ОТДЕЛЕНИЕ, ТАНК. 2005-й год.
БОЕВОЙ УСТАВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЕДЕНИЮ ОБЩЕВОЙСКОВОГО БОЯ, часть 3 - ВЗВОД, ОТДЕЛЕНИЕ, ТАНК. 2005-й год.
  • этот вариант приведён только для наглядности, Устав уже успел смениться и не один раз

любые другие групповые цели, которые "проще" - быстрее и безопаснее - накрыть залпом неуправляемых ракет, чем расстреливать одиночными пусками управляемых. Такая практика не является чем-то новым или нештатным применением вооружения, современные бортовые прицельные комплексы с задачей расчёта такого пуска легко справляются, а с приёмниками спутниковой навигации, тот же "Аллигатор" превращается в "зловредный" летающий "Торнадо-Град". Дальность стрельбы даже 80-мм НАР С-8, с кабрирования, может достигать тех же 6 км, что и для ПТУР "Атака" 9М120.

-17

Что до проблемы базирования по принципу "где придётся", то Ка-52 автономность по техническому обслуживанию позволяет до 15 суток обходиться без полноценного технического обслуживания, работая с полевых площадок или недостаточно хорошо оборудованных аэродромов подскока. Можно сказать, что это сочетание заложенных в саму идею вертолёта плюсов и минусов - ограничения по скорости и дальности, но способности к вертикальному взлёту и посадке на любой ровной поверхности. По ходу актуальных событий, отмечен, как минимум, один случай, когда экипажи вертолёта Ка-52 устраняли неполадки на земле, после вынужденной посадки.

Количество и качество.

Если, по прочтении этой статьи кто-то задастся вопросом, а где же расхваленные скорость, скороподъёмность и маневренные качества Ка-52? То ответ прост, эти характеристики, для современного ударного вертолёта, можно назвать "служебными" или "необходимыми" - это, например, способность следовать рельефу местности, быстро подниматься над ним для поиска целей и применения оружия, выходить в кабрирование, без существенной потери скорости (необходимый минимум для пуска С-8 равен 100 км/ч), быстро уходить из под огня противника, столь же быстро сближаться с целью, когда это нужно, поражать новые выявленные цели или переносить огонь с одной цели на другую, когда для этого требуется поворот корпуса.

2015-й год
2015-й год
  • скорость Ка-52 в горизонтальном полёте - до 310 км/ч
  • в пологом пикировании - до 350 км/ч
  • скороподъёмность - до 16 м/с, без боевой нагрузки
  • дальность полёта (в одну сторону) - до 520 км, без ПТБ
  • с подвесными баками - до 1.200 км
  • статический потолок - 3.600 метров

С точки зрения динамических характеристик, Ка-52 находится близко к пределу возможностей вертолётов "классического" вида, хотя это и не делает его, автоматически, каким-то супероружием, но позволяет наилучшим образом реализовать свой боевой потенциал.

Общий заказ на производство Ка-52, оформленный ещё в 2011-м году, составил 140 единиц, на 2020-й год в войсках было не менее 127, по данным справочника Military balance.

-19

Стоимость отдельного вертолёта по сумме всего заказа (120 млрд рублей) оценивать рискованно, и не только из-за инфляции (см фото выше), тем не менее, ценник у вертолёта выглядит, вполне себе, самолётным. Что, впрочем, неудивительно, ведь и сам вертолёт, по составу оборудования и вооружения, сопоставим с современными самолётами.

Ограничивает ли стоимость вертолёта количество машин в заказе и на вооружении, сказать сложно. Единственное, что можно констатировать, что создавая машину соответствующую современным требованиям к ударному, невозможно получить дешёвую машину, да и расходы на обучение лётного и технического состава, на техническое обслуживание, не говоря уже о лётной практике и боевом применении, лимитируют численность вертолётного парка не хуже, чем стоимость отдельной единицы.