Найти в Дзене
Маркетинг по уму

Советы по анализу аудитории

Оглавление

Определите целевую аудиторию

В большинстве аудиторий мнения по любой теме разнятся. Обычно есть люди, которые согласны с утверждениями оратора, есть те, кто категорически против, есть те, кто не определился, и есть те, кто апатичен. Обычная мудрость гласит, что коммуникатору не нужно ориентироваться на людей, которые уже согласны с ним, а людей, которые категорически не согласны с ним, скорее всего, не удастся убедить одной речью.

Поэтому, как правило, целевая аудитория состоит из людей, которые находятся между двумя крайностями - именно на них в первую очередь должен ориентироваться оратор. Составление речи с учетом их интересов позволяет оратору добиться наибольшего эффекта. Конечно, общепринятое мнение - это всего лишь общепринятое мнение. Некоторые ораторы настолько динамичны (или ужасны), что могут изменить убеждения аудитории, не относящейся к категории "не определившихся".

Исследование

Иногда докладчик может узнать о своей аудитории, проведя исследование в интернете. Это может быть особенно полезно при выступлении перед членами определенной организации. Например, если вас попросили выступить перед местным отделением розничного магазина сети посетите их веб-страницу и узнайте о целях и убеждениях организации, чтобы узнать о публично заявленных целях. Получение брошюр или другой литературы от организации или группы улучшит анализ аудитории.

По крайней мере, человек (люди), который организовал выступление, должен быть в состоянии дать некоторую информацию об аудитории, которая будет присутствовать. Расспросив их об ожиданиях аудитории от мероприятия, обстановке выступления и других ключевых вопросах о различных элементах, вы сделаете анализ аудитории более продуктивным.

Опрос

Проведение опроса - это один из способов узнать о ценностях, убеждениях и знаниях аудитории. Опросы позволяют оратору получить конкретную информацию от большого количества людей.

Имея доступ к аудитории перед выступлением, оратор может провести краткие письменные опросы всех членов аудитории. Опросы могут включать открытые вопросы "Как вы относитесь к исследованиям на животных?" и закрытые вопросы "Одобряете ли вы исследования на животных?". Вот несколько советов по составлению опроса:

Делайте опрос коротким. Получите нужную вам информацию в как можно меньшем количестве вопросов.

Вопросы должны быть короткими и целенаправленными.

Тщательно подбирайте формулировки и делайте вопросы лаконичными.

Избегайте наводящих или нагруженных вопросов.

Интервью

Изучение аудитории путем проведения интервью - это самый полезный, но, как правило, самый нереалистичный способ понять аудиторию. В отличие от опросов, которые позволяют получить информацию от многих людей за короткий промежуток времени, интервью требуют гораздо больше времени. Опросить всех членов аудитории зачастую невозможно или нецелесообразно. Возможной альтернативой является беседа с репрезентативной выборкой аудитории.

Репрезентативная выборка - это небольшое подмножество аудитории, которое сохраняет демографические пропорции всей аудитории. Например, если вы выступаете перед группой, состоящей на 90% из женщин, убедитесь, что интервьюируемые также примерно на 90% состоят из женщин, это позволит создать репрезентативную выборку.

Напоминания настолько хороши, что их нужно упоминать дважды:

Избегайте стереотипов

Хотя тщательный анализ аудитории требует учета демографических факторов, такой анализ не узаконивает стереотипы. Стереотипы - это фиксированные убеждения или мнения о людях определенной группы. Стереотипы игнорируют индивидуальные различия и часто заставляют людей принимать решения, основанные на ошибочных рассуждениях. Лучший способ избежать стереотипов - узнать как можно больше об аудитории, используя приведенные выше приемы, вместо того, чтобы полагаться на предвзятые представления о группе.

Не просто говорите аудитории то, что она хочет услышать

Старейшая и наиболее распространенная критика риторики, особенно убеждающей речи, заключается в том, что это просто лесть; способ для адвоката потворствовать аудитории. Политиков часто обвиняют в том, что они поступают именно так - меняют свою позицию по тому или иному вопросу, чтобы угодить разным аудиториям, к которым они обращаются. Чтобы предотвратить такое поведение, начинайте планирование каждого выступления с четкой цели (например, "Проинформировать аудиторию об онлайн-образовании" или "Убедить аудиторию в том, что мой исследовательский проект заслуживает финансирования").

Эта цель должна оставаться неизменной независимо от конкретной аудитории. Анализ аудитории должен использоваться для выявления наилучших доступных средств для достижения этой цели. Будьте верны этой цели, но подстраивайте речь под аудиторию.

Продолжайте анализировать аудиторию

Анализ аудитории продолжается даже после начала выступления. Выступая, обращайте внимание на обратную связь, которую дают члены аудитории. Если докладчик замечает, что несколько человек выглядят растерянными, возможно, он переоценил знания аудитории по теме. Потратьте время на разъяснение терминов и предоставление необходимой справочной информации. Если аудитория выглядит скучающей, подумайте, как оживить выступление - вовлечь в него аудиторию или сделать его более интересным.

Выступление будет иметь наибольшие шансы на успех, если оратор будет относиться к своим слушателям как к активным участникам процесса выступления.