Он находился на борту транспортного судна «Баллот», которое совершало рейс из Шотландии в составе каравана JW-51. В его трюмах находилась различная техника, вооружение и боеприпасы, которые союзники Советского Союза по антигитлеровской коалиции поставляли по ленд-лизу.
2 Декабря 1943 года, проходя в Баренцевом море северо-восточнее острова Кильдин, судно в условиях непогоды выскочило на каменистый берег и разбилось о скалы.
Фото пресс-службы Северного флота.
За почти 80 лет, которые прошли с того времени, от самого транспорта уже мало что осталось. Как говорят водолазы, на дне лишь груды ржавого металла.
Фото Льва Федосеева.
Обнаруженный и поднятый на поверхность - М3 «Ли». Он выпускался в Соединенных Штатах в 1941-1942 года и был назван в честь генерала Роберта Эдварда Ли.
Фото Льва Федосеева.
Несколько дней назад с помощью килекторного судна водолазам удалось зацепить танк, оттащить на ровную площадку и поднять из-под воды. Все работы заняли четверо суток, проводились в довольно непростых условиях. Дело в том, что в этой части Баренцева моря вблизи восточного берега острова Кильдин очень сильные подводные течение, идущие в трех слоях и часто меняющие направления и силу.
Фото Льва Федосеева.
Танк лежал примерно в полутора милях от берега на глубине 52 метра.
Весит он 27.9 тонны. На дне он лежал на башне, вверх днищем.
Как отмечают специалисты машина хоть и сильно проржавела, покрылась слоем ила и морских организмов, все же находится в неплохом состоянии.
Фото Льва Федосеева.
Смазка позволяет вращаться некоторым деталям, сам металл и резина тоже хорошо сохранились. Сейчас танк находится на борту килекторного судна в Североморске. В ближайшее время он будет отправлен в ремонтный батальон Северного флота, где после тщательного осмотра и будет принято решение о его реставрации.
Подобные экземпляры М3 «Ли» в российских музеях есть. Один из них, поднятый с морского дна, после реставрации даже принимал участие в параде Победы в Мурманске.
Фото Льва Федосеева.
Работы по подъему танков, другой боевой техники с затонувших во время Великой Отечественной войны транспортных судов ведутся Северным флотом в 2014 года. За это время с борта судна «Томас Дональдсон», затонувшего у западного берега острова Кильдин были подняты несколько танков «Шерман», зенитное орудие, каток, другие инженерные машины и гильзы.
Работы по подъему техники с затонувших в годы войны судов продолжатся.
За текст благодарим писавшего текст с места событий Сергея Юдкова ("Мурманский вестник").
За всегда качественные кадры и видео - Льва Федосеева ("Мурманский вестник") и пресс-службу Северного флота.