Произошёл у меня на днях такой случай.
Приготовила я доску в 8 классе к уроку, вышла на перемене в коридор, возвращаюсь, а на доске — гадость рукой ребёнка. "Ваня— гей". Зная этих детей, я понимаю, что эти фразы для них не несут ничего обидного сна таком языке они разговаривают на перемене, ничуть не обижаясь. Уверена, что это безумное хулиганство, но ведь хулиганство!
Я вообще не разрешаю писать на доске: это рабочий инструмент учителя! А тут ещё такое.
Начались разборки. Кто сделал? Сначала тишина. Урок не начинаю, пока этот человек не признается. Тут одноклассник нашего хулигана начинает кричать (он вообще мальчик импульсный, эмоциональный, да и от хулигана этого натерпелся):
—Это же ты, Иванов, я же видел, это ты!
Иванов:
— Нет, не я. Может, это ты?
Иванов, конечно, и оказался этим охальником, но на тот момент признаваться не желал.
Чувствую во мне злость закипает.
Такое неуважение ко мне, к предмету, к кабинету!
Продолжить урок — потерять уважение, дать понять, что можно и дальше хулигинать. Но ведь все не виноваты. Принимаю решение.
—Сегодняшняя проверочная, которую сорвали, переносится на факультатив пятницы 7 уроком. Мне после такого учить вас не хочется. Вот вам задание. Сидите и делаете. Без меня. И пока не найдётся смелость у того, кто научился пакостить, уроки я вести не хочу.
Оставшееся время провели так: они делали вид, что работают в тетрадях, а я думала о коллективной ответственности. Сейчас о ней часто говорят.
Ответственен ли весь класс за то, что сделал один?
Что могут сделать ученики, если показывать пальцем на хулигана плохо. Получается, без наказания всего класса эту проблему-то не решить.
В конце учебного дня на крыльце школы девчонки спросили:
— А вам признались?
— Нет. А вы что-то знаете?
— Да все знают.
— Ну, завтра посмотрим.
Конечно, не знаю, что было б завтра, если б я не послала фото маме предполагаемого хулигана. Мама провела беседу, и ей он признался. На завтра (особо не краснея) принёс свои извинения, уроки вошли в свое русло, работу я провела в урочное время, чтоб не наказывать детей 7 уроком. Но проблема коллектива, что несёт ответственность за проступок одного, всё же остается.
Видели — не одернули.
Видели — не стёрли.
Знали — не пристыдили.
И наказаны все.
И смотришь сейчас на ситуацию в стране и мире, и не хочешь винить всех, а не получается.