Найти в Дзене
Мысли вслух.

Нехороший поступок.

Мы с Мишкой прогуливались по одной из улиц нашего посёлка.

- Смотри, сказал Мишка, - какие яблоки здоровенные висят.

Наш посёлок был построен несколько лет назад. К каждому дому в посёлке примыкал земельный участок. Почти у каждого хозяина в саду росли яблони. Но не у всех хозяев они начали плодоносить.

Как только стемнело, мы с Мишкой перелезли через деревянный забор, который не был высоким, и в темноте подошли к яблоне. И только приступили к сбору урожая, (унести с собой за пазухой мы могли лишь по несколько яблок), как из дома вышел мужчина. Я сразу же бросился назад к забору, за мной последовал и мой одноклассник Мишка. Но, видимо, он оказался не таким расторопным, как я, и был пойман.

Домой я возвращался расстроенным. «Ведь наверняка, - думал я, - Мишка расскажет, кто вместе с ним принимал участие в хищении яблок».

Мы с Мишкой были учениками третьего класса, и было нам всего по девять лет.

Подойдя к своему дому, я открыл калитку и направился к крыльцу, и в ту же секунду заметил, что следом за мной следует мужчина. Я сразу сообразил, что это хозяин того сада, в котором мы с Мишкой побывали сегодня.

- Мальчик, - обратился мужчина ко мне, - а Ефремовы здесь живут?

- Нет, - не моргнув глазом, соврал я ему, - они живут в следующем доме.

Вот так я, девятилетний мальчишка, испугавшись наказания родителей, отправил мужчину по ложному следу. Но успокаиваться было рано. Ведь побывав в соседнем доме и, поняв, что был обманут, мужчина должен был возвратиться к моим родителям.

Вскоре я услышал, как в огороде соседнего дома залаяла собака. На лай собаки из дома так никто и не вышел. И мужчина, вынужден был отправиться в обратный путь. В этот вечер мне удалось избежать наказания. И всё-таки моя душа была неспокойна. И, видимо, не зря.

Наша начальная школа в начале 60-х годов располагалась в одном из бараков, находящихся рядом с посёлком. Когда я на другое утро уселся за парту в ожидании начала уроков, то увидел, как вместе с учительницей в наш класс вошла женщина. Я сразу узнал её – это была жена хозяина дома, который пытался вчера встретиться с моими родителями.

Вскоре мы с Мишкой стояли у доски. Слово взяла наша учительница.

- Миша, Коля, это правда, что вы вчера залезли в чужой сад за яблоками?

Мишка зашмыгал носом, пролепетав: «Да»

К разговору подключилась женщина. Она, применив всё своё красноречие, растолковывала нам, какие же мы плохие ребята.

Во время летних каникул я отдыхал в деревне у бабушки и дедушки. И я хорошо знал, что деревенские мальчишки, с наступлением темноты, не считали зазорным прогуляться по чужим садам.

- Вот с этого всё и начинается, - продолжала воспитательный процесс женщина.

Уже с детства я всегда ощущал в себе тягу к справедливости. И затянувшееся обвинение пробудило во мне протест.

- У вас в семье с этого же началось? – перебил я женщину.

- Что? – возмутилась она.

Наш посёлок был небольшим и любое событие, произошедшее там, мгновенно становилось известно всем его жителям. Люди в то время жили не богато. В семье Спиридоновых, к которым мы с Мишкой залезли в сад, было трое детей. И их старший сын, который уже достиг совершеннолетия, как-то раз зашёл в городской магазин, в котором продавали одежду. Примерив осеннее пальто, он в нём и вышел из магазина, не расплатившись. Пропажа была замечена и его сразу задержали.

И вот я, прилюдно при всём классе заявил, что в деревне, где я отдыхал летом, деревенские мальчишки каждый вечер лазили по садам. Некоторых из них ловили, но никто из них не был строго наказан.

- И не надо делать из нас преступников, - заявил я, - вы лучше бы за своими детьми следили, чем читать нам здесь свои нотации.

После моих слов, женщина побледнела и покинула класс.

- Коля, разве так можно разговаривать со старшими, - пристыдила меня учительница, - ты должен извиниться.

- Извините, Мария Михайловна, мы больше не будем так делать, поспешил я извиниться за себя и за Мишку.

Откровенно говоря, я в то время побаивался, что моих родителей вызовут в школу, но всё обошлось.

Наверное, читатели подумают, что я слишком развязано вёл себя в разговоре со взрослыми. Но, заявив тогда той женщине, что надо лучше смотреть за своими детьми, я в некотором роде оказался пророком.

Прошли годы. Отслужив в армии, я вернулся в родительский дом. И тогда я узнал, что и второй сын в семье Спиридоновых был осуждён за воровство.

Прошу вас подписываться на мой канал.