Найти тему
Автомобили и люди

Деградация кроссовера

С прискорбием приходится констатировать, что кроссоверы, изначально задумывавшиеся как комфортабельные легковые автомобили повышенной проходимости, уже не соответствуют своему гордому званию. В настоящее время большинство производителей используют их как ловкий маркетинговый ход, позволяющий увеличить продажи и прибыль.

Корни кроссоверов следует искать в середине годов XX века. Именно тогда появились такие прототипы, как Mitsubishi PX33 и Mercedes-Benz G4. Но это были лишь первые пробы пера. Облик кроссовера в его современном понимании начал формироваться в пятидесятые годы. Подобные модели, вроде ГАЗ-72 и ЗИС-110П, выпускались и в СССР. По мере роста уровня автомобилизации населения, легковые автомобили повышенной проходимости стали пользоваться всё большим спросом, особенно у той части граждан, которые, неважно по каким причинам, большую часть времени вынуждены перемещаться по дорогам сельской местности. Постепенно автомобилисты всё чётче разделялись на категории, среди которых оказались:

  • Потребители, коим было вполне достаточно возможностей обычных легковых автомобилей.
  • Покорители непролазной целины, готовые пожертвовать комфортом ради возможности добираться туда, куда авто традиционных типов путь заказан.
  • Автолюбители, ценящие комфорт, но не согласные, в угоду удобствам, существенно увеличивать расходы на ремонт техники, страдающей при езде по просёлочным дорогам.

Последние, как нетрудно догадаться, и отдавали предпочтение кроссоверам.

Несмотря на существующий спрос, производители не торопись разворачивать масштабное производство кроссоверов. Оно и понятно, коммерческий успех оставался под вопросом, а разработка новых моделей требовала финансовых вложений, и не малых. Тем не менее, к началу XXI века ситуация начала меняться. Отчасти это было связано с затовариванием рынка. Обычные легковушки уже не приносили той прибыли, что раньше.

Поначалу всё было по-честному. За установленную цену покупатели получали в своё распоряжение машины с комфортабельным салоном, прочным кузовом, усиленной подвеской и высоким, 190 – 200 мм, клиренсом. Именно в это время появились первые поколения таких популярных моделей, как Subaru Forester, Honda CR-V, Toyota RAV4, Suzuki Grand Vitara, Mercedes-Benz ML, BMW X-5. Спрос на автомобили нового типа рос, и, казалось бы, все, и производители, и потребители, были довольны.

Suzuki Grand Vitara
Suzuki Grand Vitara

Однако продолжалась эта идиллия недолго. Маркетологи стали побеждать инженеров. Заполучив власть, они пришли к выводу, что себестоимость выпускаемых кроссоверов чрезмерно велика. И начали принимать меры по сокращению себестоимости. Чтобы сократить производственные расходы, новые модификации стали создавать на одной конструктивной платформе с легковыми авто.

Кроссоверы первых поколений, разумеется, не могли соперничать с полноценными внедорожниками. Тем не менее, владельцы такой техники имели возможность передвигаться по просёлочным дорогам, не опасаясь, что пробьют амортизатор, погнут рычаг подвески или оторвут глушитель, попав в первую встретившуюся на пути яму. Однако сейчас потребителям предлагают транспортные средства, отличающиеся от обычных легковых машин лишь высотой кузова и посадкой водителя и пассажиров. Судите сами:

  • Volkswagen Taos построен на модульной платформе MQB, которую он делит с моделями Golf, Jetta и Polo, имеет дорожный просвет 177 мм.
  • Nissan Qashqai III делит платформу CMF-C с моделями Tiida и Sentra. Да, у пустой машины дорожный просвет составляет 180 мм. Но стоит её загрузить, как клиренс уменьшается на 2 – 3 см.
  • Suzuki SX4 сконструирован на удлинённой платформе модели Swift. Проблема с клиренсом такая же, как и у Qashqai III.
  • Audi Q3 второго поколения – дорожный просвет 170 мм.
  • Hyundai ix-35 – 175 мм.
  • Skoda Karoq – 164 мм.
  • Mazda CX-3 – 155 мм.
  • Kia Soul второго поколения – 150 мм.

Фактически, ещё лет 10 – 15 назад подобный клиренс считался нормальным для обычных легковых автомобилей. Передвигаться по просёлочным дорогам, имея такой дорожный просвет, крайне проблематично. Но дело не только в этом.

Kia Soul второго поколения
Kia Soul второго поколения

Готов согласиться, что установку автоматических коробок передач на кроссоверы, с грехом пополам, можно считать оправданной. Но установка бесступенчатых вариаторов и роботизированных коробок передач, крайне чувствительных к повышенным нагрузкам, напрочь убивает саму идею кроссовера. Стоит лишь немного забуксовать, и считайте, что ремонт трансмиссии вам обеспечен. Разве это нормально?

Выводы напрашиваются неутешительные. Доверившись маркетологам, автолюбители зачастую приобретают технику, не соответствующую своему назначению. По сути, они становятся обладателями обычных легковых авто с высокой посадкой. При этом, в отличие от обычных легковых машин, эти модели:

  • Стоят дороже.
  • Требуют дополнительных затрат на обслуживание в процессе эксплуатации.
  • Потребляют больше топлива.
  • Имеют худшие динамические характеристики.

Всё это сильно похоже на развод покупателей, которым нужно осознавать, что они приобретают в реальности.

Увы, деградация авто популярного класса налицо. И если где-нибудь в Европе с её развитой дорожной сетью это не столь критично, то в России, где дороги далеки от совершенства, это представляет серьёзную проблему. Ведь однажды, выбравшись за пределы трасс с асфальтовым покрытием и оказавшись в сложной ситуации, вы можете обнаружить, что средства, израсходованные на покупку и содержание кроссовера, были потрачены напрасно.

В статье использованы изображения, взятые из открытых источников. Права на них принадлежат их правообладателям.

Авто
5,66 млн интересуются