Наши подписчики со стажем возможно в курсе, что у меня сложилось предвзятое отношение к милицейским кино- и теледетективам СССР, созданным по "актуальным" для времени съёмок мотивам. О чём я не раз уже делился в статьях на эту тему (написанных, как правило, совместно). А однажды, в рецензии на "Город принял", подготовленной два года назад моим соавтором Романом Ужасовым к 10-му ноября, я даже передумал участвовать - до того мне этот известный фильм по Вайнерам не нравится, что не захотелось портить людям праздник (для меня он тоже не чужой). Поэтому, посмотрев на днях очередной "нешедевр", я решил высказаться хотя б на месяц раньше, притом что мой коллега отошёл от киноведческих дел в бессрочный отпуск и слов в защиту теперь ждать не от кого. Кроме как от гипотетических комментаторов.
Итак, фильм "Расследование" (1980) с Андреем Мягковым в главной роли вышел на экраны страны в апреле 1981-го, ла́вров не сыскал и за всё десятилетие по ТВ демонстрировался лишь в 1985 году (с повторами). Я и тогда его не видел, и теперь застал лишь по-случайности. Впечатление же сложилось близкое к недоумению: как это беспомощная поделка добралась до зрителей!
А увидев в титрах автором сценария Максима Маклярского мое чувство только усилилось - ведь когда-то он создавал литоснову пусть для сверхидеологических, но крепких работ как "Подвиг разведчика" и "Секретная миссия", а в 1960-1972 гг. даже возглавлял Высшие сценарные курсы. Что же произошло - неужели возраст сыграл роковую шутку?
Однако уточнив биографию, у меня выстроилась другая версия. Оказывается, фильм снят через два года после смерти Маклярского в 1978 году и неисключено, что для финансовой поддержки его наследников киношники взялись за какой-нибудь черновик, наспех доработав (в титрах дополнительно указан некто Евгений Кречет), причём даже названия толкового не придумали. Затем посадили в режиссёрское кресло первого встречного (Михаил Рык ничего после не снял), при этом не поскупившись на мощности Первого творческого объединения "Мосфильма", что уже гарантировало высшую прокатную категорию. Плюс пригласили для пущей уверенности советских кинозвёзд первой величины - Владимира Самойлова, Николая Трофимова, Наталью Фатееву, Майю Булгакову... только играть там было почти нечего. Но к чести артистов - те не схалтурили.
К сожалению, про уважаемого всеми Андрея Мягкова подобного здесь не скажешь: вполсилы да к тому же он эксплуатирует образ пьяного Лукашина. А Михаил Кононов и вовсе непонятно для чего присутствует. Почему у его опера такое опухшое, будто с недельного перепоя лицо? Вот кому надо было "косить" под недавно освободившемуся из колонии, а не настоящему полковнику из МУРа. Явный прокол и глупость, которых в фильме и так выше крыши (помимо ляпов, заметных специалистам - я про изъятие следов рук на тёмную дактопленку с необработанной порошком поверхности). Впрочем, роли всех остальных сотрудников милиции и так на уровне мебели. Позабавило еще минутное оперативное совещание на фоне занятий каратэ, ещё не запрещённого, и потому такого конъюнктурного. Зато написать музыку (модную электронную) пригласили не абы кого, а маэстро Эдуарда Артемьева (и на том спасибо).
Само же по себе расследование вновь нас возвращает в привычную парадигму многих советских детективов 70-х, где всегда наготове рояли в кустах бдительные граждане-свидетели, а подозреваемого достаточно чуть-чуть пожурить и он даст полный расклад. Хотя потенциал у самой сюжетной задумки был. Не развили, не воспользовались.
И как же недосягаемо выгодно на этом "плинтусном" фоне выглядит другая снятая по сценарию Маклярского, но уже на киностудии им. Довженко кинолента "Инспектор уголовного розыска" (1971) с Юрием Соломиным в главной роли. Очень рекомендую, если кто не видел! Были в советском кино и очень достойные образцы жанра, чтоб не говорил я в начале.
Между прочим, заместителя начальника управления полковника Трофименко - ханжу и перестраховщика - там играет тот же актёр Николай Дупак, который появляется в "Расследовании" уже в "мебельной" роли генерала, как одного из руководителей МУРа. Впрочем, карьерные "инсинуации" делайте уже сами.
2,5 из 5
(c) Albert Magnus специально для kin0guru