Сегодня на детской площадке (сейчас осознала, что почти все мысли о воспитании детей ко мне приходят на детских площадках 😃 удивительно) с нами был папа с дочкой лет трёх, не больше. Девочка (вроде её звали Аиша, видимо, они казахи) и Сёма друг за другом шагали по пластмассовым дискам, закреплённым на разной высоте на вертикальных столбиках. В общем, непростая такая лестница.
Только Сёма шёл сам (пару раз я тоже держала его, когда он только учился, также объясняла на словах, как нужно передвигаться), а Аишу вёл папа. Мой показывал вниз и говорил «бах», а я отвечала: «Не упадёшь, если будешь крепко держаться». В этот момент девочка даже не смотрела под ноги, а только с важным видом говорила: «А я с папой! Не будет тут бах». Я лишь улыбнулась.
Потом дети помчались на качели. Девочка залезла, папа начал её качать. Она с воодушевлением кричала ему: «Сильней!», а он отвечал: «А если упадёшь?! Вот смеху-то будет!»
В это время Сёма качал пустые качели, то уворачиваясь, то получая пендаля от них.
Завершила это представление винтовая горка. Сначала Аиша и Сёма съезжали с неё как положено. А потом девочке захотелось вскарабкаться снизу вверх. Папа её остановил, сказал, что так делать нельзя, потому что сейчас кто-нибудь будет съезжать, собьёт её и они вместе покатятся кубарём вниз. Тем временем Сёма ждал своей очереди забраться наверх, а на площадке кроме нас и кота — ни души.
Что мешало отцу сказать, допустим, так: «Аиша, ты можешь залезть наверх, только сначала надо убедиться, что сверху никто не съезжает»? Я думаю, мешали те же самые установки из детства, которые ему заложили его родители.
И это касается не только двигательной активности, но и остальных сфер развития ребёнка.
Сёма пока не умеет срывать фольгу с творожков, но каждый раз сначала пробует сам, а я не лезу, потому что знаю, что в конечном итоге он придёт ко мне за помощью. Но рано или поздно у него у самого получится!
Без реальной необходимости я стараюсь не использовать фразы типа «У тебя не получится», «Ты ещё маленький», «У тебя не хватит сил» и всё в таком ключе.
Главный мой принцип: «Попробуй!»
Зачем мы постоянно ограничиваем наших детей? Почему мы заранее программируем их на провал? Почему не учим решительности и вере в себя?
Я считаю, что очень важно, чтобы ребёнок набивал себе шишки, получал свой опыт и умел его анализировать, чтобы потом не наступать на те же грабли.
Разумеется, этот опыт должен быть посильный и относительно безопасный. Шлёпнуться с лестницы не равно попасть под машину. Конечно, нужно в оба глаза следить за детьми и страховать их в опасных ситуациях. Более того, не помешает закрепить опыт в словесной форме. Но не с оттенком нравоучений: «Я же говорила! Почему не слушаешься?», а с долей сожаления и принятия случившегося: «Да, так бывает. Понимаю тебя. Неприятно/больно. Давай подумаем, как в следующий раз такого не допустить». И обязательно обнять!
Всем решительности, и давайте дружить — подписывайтесь, ставьте лайк 👍