Найти тему
О прожитом и узнанном

Президент вспомнил об учебниках

Завершился Всероссийский конкурс "Учитель года России - 2022". Его победителем стал Дмитрий Лутовинов из Подмосковья, учитель истории средней общеобразовательной школы.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

5 октября президент России Владимир Путин встретился с лауреатами и финалистами конкурса. Встреча проходила по видео-конференц-связи.

Владимир Путин рассказал, что со следующего сентября «будут введены единые обязательные подходы... к преподаванию общественно значимых предметов. Это русский язык, литература, история и обществознание, география, окружающий мир».

О единых подходах говорил и победитель конкурса Лутовинов.

Так, он считает, что

«в современных условиях обилия информации понятно, насколько важно трактовать исторические события на территории всей страны одинаково».

Дмитрий Лутовинов просил включить победителей и финалистов конкурса в состав экспертных групп по подготовке единых учебников.

Президент поддержал учителя-историка, в очередной раз приведя пример из нынешней действительности:

«Мы не можем в одних учебниках писать про Сталинградскую битву в одном ключе, а в других по-другому! Мнения на этот счет могут быть разные, но стандарт должен быть один».

Я уж было подумал, что после этих слов, в этот момент глава государства даст поручение своим помощникам начать работу по укомплектованию экспертных групп учителями-практиками, о создании программы по разработке новых учебников по истории с указанием сроков, ответственных и конечных дат выпуска этих учебников в свет.

Но президент переключил своё внимание на другого школьного историка и начал с ним обсуждать тему причин восстания Емельяна Пугачева.

Что-то в ответе собеседника в этом разговоре президента, судя по его реакции, не удовлетворило, и он свернул дискуссию.

А телевизионщики закончили свой репортаж, посвящённый окончанию учительского конкурса.

Опасаюсь, как бы и тема школьных учебников не осталась забытой ещё на год.

Этой теме на нашем канале была посвящена не одна публикация. Но пока положение не меняется к лучшему.

И если уж президент с подачи «лучшего учителя» страны затронул её, то считаю возможным в очередной раз возвратиться к проблеме учебников.

Что касается «общественно значимых предметов», то полностью согласен со школьным учителем: необходим единый учебник не только истории, но и русского языка, литературы.

И времени для создания нужных учебников, на мой взгляд, - взгляд человека, учившегося в школе, в техникуме и в паре институтов – много не понадобится. При разумном подходе к решению поставленной задачи.

Для создания учебника по русскому языку вполне подошёл бы тот учебник русского языка, по которому автор и миллионы его ровесников учились с середины 50-х до 1961 года, когда пришлось сдавать в 7-м классе, по сути, выпускной экзамен по русскому языку (сдал его, к слову, на 5).

А результат был таковым потому, что учебник обучению грамотности был сам составлен грамотно, чётко, доходчиво. Правило в рамочке. Объяснения, почему нужно писать так, а не иначе. Пример применения правила. И естественно, упражнения по теме. Никакие репетиторы не были нужны в ту пору детям 10-14 лет.

Если найдётся кто-то, кто скажет, что тот учебник устарел, то пусть этот человек докажет: в чём устарел и что радикально изменилось в русском языке с тех пор. Естественно, незначительная редактура потребуется: придётся заменять в тексте учебника примеры с пионерами, работой на колхозных полях и т.п.

Что касается литературы, то и тут особой проблемы не наблюдается.

Помнится в тех, прежних, учебниках наше поколение изучало литературу, начиная со «Слова о полку Игореве», плавно переходя к временам Ломоносова, русских классиков 19 века, к поэтам и писателям века 20-го.

Что добавилось в литературе шедеврального с тех пор? Поэзия замалчивавшегося Пастернака, позже Бродского? Не считать же достойным изучения в школе творчество Солженицына?

И тоже потребуется определённое редактирование текста о роли партии и партийности в творчестве писателей в советский период.

А всё, что выходит за рамки изучаемого по единому учебнику, можно отнести к «внеклассному чтению», практиковавшемуся прежде. Список книг для чтения рекомендовался учителем.

Что же касается учебника истории, то здесь придётся потрудиться. Тут переизданием отредактированных старых учебников проблему решить не получится.

Во многом могли бы помочь те самые школьные учителя, которые преподают историю школьникам.

Кто-то возразит, что сие предложение несерьёзно: учебники должны писать учёные-историки.

Но позвольте поинтересоваться, а о научном подходе к российской истории говорить не смешно после того, как по приказу Петра в монастырях изымались – исключительно с благими намерениями – древнерусские летописи, как в школах и в зарождавшихся университетах внедрялась русская история, написанная немцем Миллером, а позже при покровительстве Романовых история Карамзина, после не единожды переписанной истории страны в прошлом веке и, особенно, за последние 30 лет?

Что же касается истории Великой Отечественной войны и Второй мировой, то здесь не вижу каких-либо трудностей.

За основу текста учебника, на мой непрофессиональный взгляд, можно взять закадровый текст документального сериала «Неизвестная война»,
- снятого для зарубежного зрителя, не знавшего историю той войны, - который состоит из 20 частей продолжительностью примерно 50 минут каждая (примерно, длительность урока).

И каждая серия (часть) того, повторюсь, документального фильма могла бы стать «параграфом» учебника: «22 июня 1941», «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Партизаны. Война в тылу врага», «На восток», «Война в Арктике», «Оборона Сталинграда», «Победа под Сталинградом», «Битва за Кавказ», «Величайшее танковое сражение», «Война в воздухе», «Битва на море», «Освобождение Украины», «Освобождение Белоруссии», «От Балкан до Вены», «Освобождение Польши», «Союзники», «Битва за Берлин», «Последнее сражение войны», «Неизвестный солдат».

Добавил бы ещё один «параграф» - «Искусство в годы войны».

А в школе, на уроке новый материал мог бы объяснять ученикам не школьный учитель, а учащиеся могли смотреть соответствующую серию того документального фильма. Думаю, на всю жизнь запомнили бы историю Победы.

Кто-то может покрутить пальцем у виска: мол, автор спятил, это ж какого объёма будет глава учебника, посвящённая ВОВ?

Большого объёма. В сравнении с нынешним. Даже, возможно, потребуется отдельный том учебника, посвящённый той войне.

Но те 27 миллионов жизней, которые отдали жившие в нашей стране в те годы люди, заслуживают того, чтобы о них знали и помнили поколения современных и будущих школьников. Чтобы школьники, слышащие о «Бессмертном полке», знали о том подвиге, что совершили их предки на поле боя. Но в не меньшей степени молодёжь должна знать и помнить о тех мирных людях, которые умерли от голода, от бомбёжек, были сожжены заживо, замучены, расстреляны, повешены оккупантами…

Что касается истории Второй мировой войны, то вкратце надо нашим учащимся рассказать и о том, что происходило за границами нашей страны.

Обязательно поведать школьникам, как готовилось нашествие на Советскую Россию со стороны не только Гитлера, но и тех, кто его выпестовал, а затем усиленно натравливал на СССР.

Поведать и о том, что наши союзники долгие месяцы, годы, обещая открыть «второй фронт», всячески уклонялись от этого, глядя, как истекает кровью наша страна.

Рассказать, в частности, что в 1942 году самая успешная в мировой истории женщина-снайпер — 309 уничтоженных солдат и офицеров противника - Людмила Павличенко, будучи по приглашению американского президента в США, на одной из встреч с журналистами, произнесла легендарную фразу:

Мне 25 лет, на фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?
Людмила Павличенко с женой американского президента Элеонорой Рузвельт. Из открытых источников.
Людмила Павличенко с женой американского президента Элеонорой Рузвельт. Из открытых источников.

Следовало бы вспомнить о зверской бомбардировке Дрездена с его жителями и беженцами англо-американской авиацией, о бомбардировке американцами японских городов с мирным населением атомным оружием. А также поведать о японском «отряде 731», в котором готовилось бактериологическое и иное оружие для массового убийства людей. В первую очередь, населения нашей страны. Подопытных японские «медики» и «учёные» за людей не считали – называли их «брёвнами».

Поведать школьникам, что когда в Арденнах «союзники», наконец-то открывшие «второй фронт», терпели поражение, и назрел полный разгром англо-американских солдат, по просьбе "союзников" и по приказу Сталина досрочно было начато наступление советских войск, чтобы оттянуть на себя силы противника.

За это «союзнички» в лице Черчилля ещё до окончания ВМВ задумали отплатить нашей стране «Немыслимым».

В том «параграфе» о событиях ВМВ надо обязательно поведать учащимся и о том, как гитлеровцы захватывали европейские страны:

Дания - 6 часов;

Голландия – 5 дней;

Югославия - 11 дней;

Бельгия – 18 дней;

Греция - 24 дня;

Польша - 27 дней;

Франция - 1 месяц 12 дней;

Норвегия - 2 месяца 1 день.

А для сравнения в рассказе о Сталинградской битве не забыть рассказать, что советские солдаты 58 дней героически обороняли от атак немцев – и удержали! – обыкновенный 4-этажный жилой дом (его развалины), расположенный на площади Ленина в Сталинграде, позже названный «Домом Павлова». Но врага не пропустили.

Так что, написание учебника истории, не столь сложная задача, на мой взгляд. Если быть объективным, непредвзятым, любить свою Родину и не думать исключительно о гонораре за написанное.

В разговоре президента с победителем и финалистами конкурса, по-моему, не прозвучало ничего о необходимости разобраться и навести порядок с учебниками по другим школьным предметам, в первую очередь, по точным наукам: математике, физике, химии…

И здесь пора заканчивать с системой альтернативных учебников. Должен быть единый учебник по единому стандарту по каждому предмету.

Ведь за годы, прошедшие с советской поры с его лучшим школьным образованием, ничего коренным образом не изменилось в точных науках, изучаемых в их школьном объёме.

Как и раньше: дважды два – четыре; формула воды - H₂O; E=mc².

И вновь обращаюсь к своему и опыту моих ровесников. Те учебники, по которым мы изучали точные науки – математику, во всяком случае – позволяли нам и нашим родителям обходиться без услуг репетиторов. Мы и слова такого в применении к школе не знали. Репетиторы были лишь у тех, кто занимался музыкой.

А результаты нашего образования знал весь мир, благодаря нашим успехам в разных сферах человеческой деятельности и второму месту в мире со званием сверхдержавы, а не развивающегося государства, как ныне.

И в заключение.

Для надёжности результата эффективность новых учебников, о которых шла речь, можно проверить за один учебный год. Для этого в нескольких школах разных регионов можно выбрать по два класса одного года обучения. В одном преподавать по нынешним учебникам, в другом – по новым (восстановленным старым). А в конце года можно проверить результат. Провести экзамен знаний учащихся.

Но, боюсь, что и на этот раз вряд ли что-то коренным образом изменится. Хотя бы потому, что на экране участников той видео-конференции успел заметить помощника президента А. Фурсенко, по словам которого, сказанным в бытность министром образования, творцы стране не нужны.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.