Найти тему

«Убойный монтаж»: стёб, зомби и немного постмодерна

Мишель Хазанавичус, оскароносный режиссер того самого «Артиста», выступил в неожиданном амплуа и снял зомби-хоррор. Во всяком случае, так следует из описания. Из локализованного в России названия «Убойный монтаж» кажется, что это всё-таки ближе к чёрной комедии. А тот факт, что фильм показывали в Каннах, и вовсе интригует. В общем, посмотрела.

Постер фильма - Кинопоиск.ру
Постер фильма - Кинопоиск.ру

Итак, действие разворачивается в полуразбитом-полузаброшенном павильоне, где идут съемки зомби-трешака классом явно не выше В. Бюджеты маленькие, актёры играют из рук вон плохо, особенно главная героиня, с операторами явно экономят - режиссёр сам бегает с камерой в руках и вообще уже на взводе. Кричит на актрису так, что доводит её до слёз, даёт по физиономии её сценическому партнёру и куда-то убегает. Обстановочка так себе. А ещё и место съёмки стрёмное - ходят слухи, что тут японская армия во время войны опыты над людьми ставила... Герои нервничают и не знают, как отвлечься от неприятных мыслей, поэтому ведут очень странные разговоры, и только немного повеселили, как на них начинают нападать зомби, которых... вызвал к жизни режиссёр фильма специальным ритуалом. Он решил, что других вариантов заставить актёров играть и бояться, просто нет. На что только ни пойдешь ради реализма, правда? А, да, ещё их всех - белых европейцев - при этом почему-то зовут японскими именами.

Режиссер признается, что зомби настоящие, и их вызвал лично он. Кадр - Кинопоиск.ру
Режиссер признается, что зомби настоящие, и их вызвал лично он. Кадр - Кинопоиск.ру

Зомби-треш со всеми сопутствующими клише и штампами от дебильных реплик, отрубленных рук, восточных единоборств, рвоты и топора в голове до литров крови, воплей, бессмысленной беготни туда-сюда-обратно и дрожащей камеры длится около получаса, а потом мы видим титры и понимаем, что это был фильм ужасов, который старательно снимали герои фильма. Всё дальнейшее повествование - то, как этот фильм рождался, от объявления проекта до всех косяков на съёмочной площадке и того, как из них выкручивались. Что там только ни творилось!

Кадр из фильма - Кинопоиск.ру
Кадр из фильма - Кинопоиск.ру

Режиссер, который за свою долгую профессиональную жизнь, толком ничего не снял, кроме рекламных роликов, очень заинтересовал японцев, которым хочется, чтобы сняли дёшево, быстро и не совсем позорно. В его карьере это может быть первый полноценный фильм, но он отказывается снимать такой трешак. Ситуацию коренным образом меняет то, что один из актёров оказывается кумиром подростков, этакий французский Адам Драйвер, и по нему фанатеет дочь режиссера (которая тоже хочет стать режиссером, но её увольняют со съемочной площадки за недопустимое поведение с актером-ребенком). "Французский Адам Драйвер", как и положено кумиру молодежи, абсолютно невыносим, и качает права по поводу каждой реплики так, будто снимается не во французском ремейке японского хоррора-трешака, а как минимум у Мартина Скорсезе в новом «Острове проклятых».

Не меньше проблем и с одним из "зомби": мужик хороший, но слишком любит заложить за воротник. Разумеется, в самый ответственный момент - непосредственно перед стартом съёмок - он не может пройти мимо японского саке, и поэтому зомби у него получается чрезвычайно натуралистичным (пока не падает в полную отключку). А вишенка на торте - актёры, играющие режиссера и гримершу, попадают в аварии прямо по дороге на площадку. Поэтому играть приходится самому режиссёру и его жене. Жена, в прошлом актриса, оставила профессию, потому что слишком сильно входит в образ, а её мужу нечем выплачивать по страховкам других актёров после ее перфомансов...

Беренис Бежо, жена режиссера - и в фильме, и в жизни) Кадр - Кинопоиск.ру
Беренис Бежо, жена режиссера - и в фильме, и в жизни) Кадр - Кинопоиск.ру

Помимо всех уже упомянутых злоключений несчастного режиссера есть нюансы: японские заказчики категорически против любых изменений в сценарии, а после неудачной шутки про Перл Харбор настояли на японских именах героев (которые, конечно, никто не может запомнить и выговорить с первого раза). А ещё они потребовали снять фильм одним планом. Тридцать минут одной склейкой. Никогда, ни при каких обстоятельствах камера не должна выключаться! Неотступно следовать за героями, что бы ни случилось! Даже если оператор застрял в проёме или ещё где. А уж если нужно сделать отъезд так, чтобы влезла "звезда смерти", то и вовсе приходится идти на немыслимые акробатические ухищрения...

"Пирамида" съёмочной группы. Кадр - Кинопоиск.ру
"Пирамида" съёмочной группы. Кадр - Кинопоиск.ру

Напоминаю, фильм начинается с зомби-трешака, и диалоги там настолько дурацкие, а актёрская игра настолько паршивая, что лично я не могла отделаться от ощущения перебора. Думаю: понятно, чёрная комедия, высмеивающая все возможные фильмы про зомби разом, но, чёрт побери, что за бред я смотрю?! Когда начинается "история из-за кадра", поначалу в голове схожий вопрос, но проходит несколько минут, и втягиваешься, погружаешься в жизнь режиссера и события вокруг этого горе-фильма, сопереживаешь ему и много смеешься. Очень. Ну а уж когда показывают, как проходили эти съемки, и открывается истинный смысл многих странных сцен и дурацких диалогов, смеешься уже не переставая и понимаешь, почему этот фильм определенно заслуживает просмотра.

Вот так вот: жена и дочь режиссера играют жену и дочь режиссера в фильме) и топор в голове, и гавайская рубаха детектива Магнума (или Дейла из "Чип и Дейл спешат на помощь") - всё использовано со смыслом. Кадр - Кинопоиск.ру
Вот так вот: жена и дочь режиссера играют жену и дочь режиссера в фильме) и топор в голове, и гавайская рубаха детектива Магнума (или Дейла из "Чип и Дейл спешат на помощь") - всё использовано со смыслом. Кадр - Кинопоиск.ру

«Убойный монтаж», который в оригинале называется Coupé и от нашей локализации теряет милейшую игру слов между "резнёй" и "монтажом", очень сложно описать и пересказать. Правильнее будет просто посмотреть своими глазами. Главное - пережить первые полчаса зомби-трешака и пару минут режиссерской повседневности. Но, думаю, переживёте - чисто из любопытства, к чему это все и зачем.

Хазанавичусу респект, отличный фильм, отличный стёб, качественно по всем и всему проехался, причём так, будто на дворе не толерантный до абсурдного 2022й год, а старые добрые девяностые, когда ещё можно было шутить над всем, наорать, выйти из себя, дать кому-то пощёчину и не попасть ни под суд, ни под культуру отмены) Формула "оскароносный режиссер плохого не снимет" работает не всегда, но в данном случае актуальна от и до.

Рекомендую к просмотру всем, кто не лишен чувства юмора, уважает постиронию и любит вдоволь поржать над типовыми штампами ужастиков.

Правда, фильм классный! Зомби плохого не посоветует! Кадр - Кинопоиск.ру
Правда, фильм классный! Зомби плохого не посоветует! Кадр - Кинопоиск.ру

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

#кино #чтопосмотреть #постмодерн #зомби #ирония #каннскийкинофестиваль #фильмы #комедия #черныйюмор #французскоекино