Почему историки всё ещё спорят, для кого построили этот дом? Каким должно было стать здание по изначальному проекту? Что такое "воздушные сады", и почему их так и не сделали? Что скрывается за необычными галереями в торцах сооружения? Можно ли остеклить балконы и не испортить внешний вид здания? А также - в чём плюсы и минусы квартир в доме? И почему их планировки вышли не совсем удобными? Об этом и не только расскажу сегодня?
Ведомственная неразбериха
Дом располагается по адресу: проспект Мира, 184к1. Однако находится в тени своего более крупного соседа: 25-этажного панельного здания на ножках. Больше внимания, как правило, обращают на него. Тем не менее, #история сталинского сооружения не менее интересна. В литературе до сих пор ведутся споры, для какого ведомства заказали постройку. Одни специалисты считают, что квартиры предназначались для сотрудников Министерства сельского хозяйства. Другие, что здесь должны были жить члены Высшего совета народного хозяйства.
Правда ведомства этого на момент постройки здания не существовало. Оно работало с 1923 по 1932 годы, а потом с 1963 по 1965. Так что вторая точка зрения сомнительна. Заказ на строительство дома в 1949 году получил архитектор Иван Жолтовский. Его как раз незадолго до этого наградили Сталинской премией за другое жилое здание на Большой Калужской улице. Сейчас это дом №11 по Ленинскому проспекту. Участок для нового сооружения выбрали на современном проспекте Мира (тогда этот отрезок назывался Большой Ростокинской улицей) напротив Северного входа на ВДНХ.
Здание своим внешним видом должно было создавать праздничную атмосферу для людей, которые въезжали на территорию выставки из Московской области. Вокруг памятника "Рабочий и колхозница" предполагалась площадь. Там проектировали транспортный узел с конечными остановками для наземного транспорта. На момент начала строительства дома, к югу от участка находились типовые двухэтажные здания Алексеевского студенческого городка. С северной стороны - жилой дом, клуб и общежитие ватной фабрики на Яузе.
Дом с "воздушными садами"
Проект здания был готов уже в 1951 году. Жолтовский предлагал сделать 10-этажное сооружение с выдвинутыми боковыми частями с обеих сторон. По-научному эти конструкции называются ризалитами. Их высота была на 3 этажа меньше центральной части. По форме дом чем-то напоминал букву "Н". Выступы со стороны фасада обладали большей шириной, чем те, что располагались во дворе. Их вместе с первыми шестью этажами всего здания хотели выкрасить в тёмный цвет. А верхнюю часть оформить в более привычном жёлтовато-песочном оттенке. Это по замыслу придавало зданию монументальности.
Изначальный проект предусматривал использование крыш на выступах для обустройства "воздушных садов". В кадках разместили бы кустарники и даже деревья. Пространство вокруг предлагалось отгородить балюстрадами с обелисками. Доступ в такой сквер получали все жильцы дома. К сожалению, в процессе строительства началась борьба с архитектурными излишествами. От "воздушных садов" и некоторых других украшений пришлось отказаться. Но в целом облик дома всё-таки остался торжественным.
Выступы декорированы колоннами, карнизами, а также мозаичными панно. Некоторые исследователи архитектуры считают, что последние показывают нам, как должны были выглядеть кадки с кустарниками в садах на крышах ризалитов. Под верхним карнизом на протяжении всего фасада здания, который выходит на проспект Мира, сделали барельефы на растительную тематику. По центру дома также разместили рельефную композицию из двух симметричных частей. Здесь уже типичное для сталинской архитектуры сочетание советской и сельскохозяйственной символики.
Остекление бывает красивым
Отдельного внимание заслуживает оформление верхнего карниза. Там очень красивый орнамент, который отсылает нас к московским жилым зданиям 1930-х годов. Тогда архитекторы часто использовали приёмы итальянского ренессанса. Такой же декор воплотили в доме на проспекте Мира. Интересно решили проблему лифтовых шахт. Две из них расположили в торцах здания и оформили стеклянными эркерами, чтобы туда попадал дневной свет. Ещё одну - в центральной части. Она выходит во двор и немного меньше по размеру.
Со стороны двора уже нет ни мозаик, ни лепных украшений. Стены имеют приятный песочный цвет. Из элементов декора только балконы. Правда если присмотреться, то вы увидите интересный орнамент на их нижних частях. Он перекликается с оформлением карниза. В целом, жильцы дома молодцы. Не знаю, как им это удалось, но все балконы остеклены в едином стиле. Да, по-современному, но одинаково. Это смотрится даже красиво.
Всего в доме 3 подъезда. Парадные входы располагаются со стороны проспекта Мира. Но есть возможность пользоваться выходами со двора. Оформление подъездов не менее шикарное, чем декор всего дома. Здесь огромные окна, через которые в помещение попадает много света. Очень красивый пол и, похоже, мраморные лестницы. Кроме того, на потолке присутствуют кессоны (квадратные углубления) с лепными украшениями.
Внутри не так шикарно, как снаружи
Планировка этажей в доме коридорная. Это значит, что все комнаты в квартирах выходят на одну сторону. Сделали так, чтобы сократить количество лифтовых шахт и лестниц. Подавляющее большинство квартир здесь двухкомнатные. Причём площадь их в среднем составляет где-то 42 квадратных метра, из которых 7 - это кухня. Правда на сайтах по продаже недвижимости встречаются варианты в 69 квадратов.
Существует объявление о продаже четырёхкомнатной #квартиры . Она, по всей видимости, располагается в одном из боковых выступов со стороны двора. Однако если смотреть по плану этажа, то это трёшка. Видимо, количество комнат изменилось после перепланировки. Любопытно, что санузел в этой части здания имеет небольшое окно. Изначально для удобства жильцов архитекторы предусмотрели раздвижные перегородки вместо обычных стен. Это позволяло объединять смежные помещения. Например, гостиную с кухней или холлом. В целом, комнаты здесь по форме напоминают пеналы и не всегда отличаются хорошей площадью. Причина в том, что тут уже применяли заводские панели перекрытий заранее установленных на предприятии размеров. Зато потолки остались высокими - 3,2 метра.
Сейчас квартир на продажу в этом доме нет, если не брать во внимание четырёхкомнатную. Она стоит 40 млн рублей. Зато много предложений по аренде. Цена колеблется от 60 до 70 тысяч в месяц за двушку. Как я уже говорил, все комнаты в квартирах выходят на одну сторону. У одних во двор, а значит есть балкон. У других - на проспект Мира или находятся сбоку. Зато обладатели квартир, которые "смотрят" непосредственно на магистраль, имеют потрясающий вид из окна на "Рабочего и колхозницу", а также территорию ВДНХ.
К сожалению, этот дом стал последней работой для архитектора Ивана Жолтовского. Сооружение сдали в 1956 году (так написано на мемориальной табличке, но некоторые настаивают на 1957-м). К моменту утверждения проекта зодчему было уже 83 года. Поэтому он проработал облик здания лишь в общих чертах. Воплощением конкретных деталей занимались его ученики. Над зданием для трудились Михал Круглов и Борис Лазарев. И.В. Жолтовский скончался в 1959-м в возрасте 91 года. Без сомнения, зодчий оставил Москве шикарное архитектурное наследие.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!