Найти в Дзене

УВЛЕЧЕНИЕ ПЕТРА ПЕРВОГО МОРСКИМ ДЕЛОМ

В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства. Более всего юного царя влекло морское дело. Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. Достоинство ботика, который Петр в последствии назовет "дедушкой русского флота", состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра. Обучение плаванию проходило на Яузе, узенькой речушке, в берега которой судно то и дело упиралось. Поиски большой воды, где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком, привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд, а затем и на Переяславское озеро. Размеры озера не удовлетворяли царя, его тянуло к настоящему морю. В 1693 году он отправляется в Архангельск - единственный торговый порт на Белом море, связывающий Россию со странами Западной Европы. Здесь царь в

В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства. Более всего юного царя влекло морское дело.

Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым ботиком, найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова в селе Измайловском. Достоинство ботика, который Петр в последствии назовет "дедушкой русского флота", состояло в том, что паруса на нем были устроены так, что позволяли плавать против ветра.

Обучение плаванию проходило на Яузе, узенькой речушке, в берега которой судно то и дело упиралось. Поиски большой воды, где в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком, привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд, а затем и на Переяславское озеро. Размеры озера не удовлетворяли царя, его тянуло к настоящему морю.

В 1693 году он отправляется в Архангельск - единственный торговый порт на Белом море, связывающий Россию со странами Западной Европы. Здесь царь впервые увидел крупные торговые корабли, доставляющие в Россию сукно, галантерею, краски. В их трюмы грузили меха, пеньку, черную икру, а на палубы укладывали мачтовый лес. На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское путешествие.

-2

В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и голландских купеческих судов, и они готовились отправиться в обратный путь. Их провожал настоящий голландский военный корабль. Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание.

4 августа снялись с якоря, но при слабом ветре еле добрались до устья Двины, где при совершенном безветрии простояли целый день. Царь в это время пересмотрел все закоулки судна. 6 августа подул южный ветер, и корабли вышли в море. Время для царя летело так быстро, что он не заметил, что отъехал от Архангельска более чем на триста верст. У Трех Островов царь простился с капитаном.

Наконец, 18 сентября Петр объявляет о своем решении покинуть Архангельск. Перед отъездом царь закладывает в городе сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому бургомистру Николаасу Витсену.

-3

По пути домой, на заводе в Олонце, Петр сам отлил пушки и выточил такелажные блоки для заложенного корабля. В течение Великого поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха.

В конце следующего лета Петр снова спешит в Архангельск и 20 мая спускает на воду "Святой Павел" – первый русский корабль, получивший "проездную грамоту" на право заграничной торговли.

Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля "Святое пророчество", Петр поднял на нем трехцветный "штандарт царя московского" и в сопровождении "Святого Петра", "Святого Павла" и эскорта из восьми английских и голландских торговых и военных судов отправился на выход из Белого моря.

Святого Павел
Святого Павел

Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания, Петр со своей эскадрой вернулся к устью Двины. Правда, до этого Петр совершил рискованное плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Государь интересовался всем: от подачи пива капитану до уборки парусов.

1694 год был переломным в истории русского флота. Царь понял: потешные игрища – лишь начало... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во главе с Николаасом Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить "образцовую" 32-весельную галеру с тем, чтобы по прибытии ее в разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву.

"Образцовая" 32-весельная галера
"Образцовая" 32-весельная галера

По пути на пир, устроенный им для английских и голландских капитанов, Петр неожиданно прыгнул в реку. Нарядно одетые гости, наслышанные о крутом нраве царя, не замедлили последовать за ним. По преданию, Петр, страдавший водобоязнью, так снял с себя порчу и усугубил веселье за столом.

⭐Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации⭐

#историяроссии #петр1 #морскойфлот #петрпервый #интересныефакты