Найти тему

Клятва Гиппократа для классного руководителя.Песнь невесёлая.Первая.

Вы никогда не замечали, что учащиеся одного класса очень похожи на своего классного руководителя?

А это так. Очень интересно наблюдать за этим со стороны, особенно когда ты не новичок в педагогическом коллективе, а знаком с каждым коллегой лично. С одной стороны, дети невольно перенимают жизненную позицию своего учителя, некоторые стараются его имитировать. С другой стороны, каждый учитель получает своих учеников, "аудиторию" под себя, ту, на которую у него хватит резервов.

Не раз я сталкивалась с тем, насколько некрасиво одни дети могут вести себя по отношению к одноклассникам, к своим учителям. А другие наоборот: с пиететом, с некой заботой выражать своё отношение к окружающим. Это результат не столько домашнего воспитания, сколько плод работы их классного учителя: просто детей так научили поступать. Учителя - люди разные. Каждый имеет свою историю пребывания в школе. И свои причины, по которым он здесь находится. Не так много тех, которые "по призванию", больше других, которые "так получилось".

Родительское воспитание здесь проявляется в единичных случаях, когда ребёнок отказывается принять неблаговидную позицию толпы и осознанно готов стать изгоем. Такое тоже имеет место быть. Но для большей части учеников позиция классного руководителя непререкаема, и его слово становится решающим в любой ситуации.

Отношение ребёнка к школе, к учителям- предметникам формирует тоже классный руководитель.

Когда учитель соглашается взять классное руководство в 5 классе и работать с этими детьми вплоть до их выпуска из 11 класса, этот микроорганизм сплочённо работает на протяжении целых семи лет как одна семья. Но не всегда. Есть одно условие: тебе, учителю, дети доверяют. И родители детей тоже. И не только не мешают процессу формирования учебного коллектива, но и поддерживают, по возможности, то, что ты делаешь. Заслужить доверие детей - это, пожалуй, самое трудное. Прежде всего ты сам должен верить в то, что ты делаешь. Уметь прогнозировать каждое своё действие или своё бездействие в каждом ситуации. При необходимости уметь объяснить свои шаги. Ты должен ясно понимать, что тебе нужно на выходе, то есть, ты учишься планировать конечный результат вашей совместной работы. Только объяснить это детям, пока они маленькие, у тебя не получится. Их сознание на другой спирали развития. Понимание правильности твоих действий, также твоих ошибок, придётся на старшие классы, на момент зарождения взрослости. Поэтому всё, что бы ты ни предпринимал до этого периода, будет обсуждаться со всех сторон, а чаще всего осуждаться и учениками, и их родителями. Дети - максималисты. Они всегда в оппозиции к взрослому в частности и к окружающему миру в целом. Для них в жизни существует два цвета - белый и чёрный, другие цвета представляют для них только палитру для рисования. Им надо либо всё, либо ничего.

Ты должен быть готов постоянно импровизировать. Если ты обладаешь чувством юмора - тебе повезло, так как шутка может помочь в разрешении конфликта. Также ты должен знать, что договор классного руководителя предполагает круглосуточную работу 24/24 часа в сутки. Твоя личная жизнь, она интересна другим только из любопытства, но вот твои проблемы, они никого не интересуют. В списке твоего класса 30 человек, и на их фоне твои проблемы - это лишь песчинка в огромной песочнице, с приобретением классного руководства их стоит помножить на тридцать. Если ты человек ответственный и взвешенно принял к себе новую семью (иначе не скажешь), то ты обязан быть в курсе всех дел каждого, чтобы понимать как действовать в том или ином случае. Ты знаешь всё или почти всё о семье каждого ребёнка, но эта информация под грифом секретно для окружающих, ведь ты, как новый член их семьи, хоть и невидимый по вечерам, но большую часть времени проводящий с их детьми, у тебя нет права на использование информации о ребёнке. Это сравнимо с клятвой Гиппократа, которую даёт врач. Классный руководитель не имеет подобного документа, а должен бы. Сразу вспоминается бывший психолог школы - дама с непростой судьбой, не сумевшая воспитать свою дочь, но воспитывающая её детей, своих внуков - сидящая на стульчике в курилке (лет 15 назад в каждой уважающей себя организации, в школе тоже, была курилка - отличное место для отдыха и обмена опытом) с папироской в тонких длинных пальцах, стряхивающая пепел в банку из - под зелёного горошка:

- Коллеги, представьте себе, эта ... б...ть из 10 а (называет фамилию), беременная! Приходила ко мне со своими проблемами на прошлой неделе..

Комментарии здесь излишни. Пауза повисла в воздухе вместе с дымом сигарет на этих словах. Помню, я быстро докурила, развернулась и ушла давать свои уроки. С той самой минуты психолог для меня перестала быть не только психологом, но и человеком. Дальше с ней я старалась не общаться. Через год она уволилась.

Нужна, просто необходима, подобная Клятва для классного руководителя.

Ещё необходимо упомянуть, что классный руководитель - это посредник между коллегами, учащимися и из родителями. Он лавирует постоянно, получая удары со всех сторон. Он сродни боксёру на ринге, только он окружён не противниками, а "друзьями", которые на нём отрабатывают удары изо дня в день, как на "груше" для битья.

Ждать благодарностей классный руководитель тоже не должен, во- первых, он может их не дождаться, во- вторых, он работу работает за зарплату от государства. Опустим момент, что зарплата более чем скромная, но государству виднее. "Учитель - это про любовь, а не про деньги", словами одной моей выпускницы.

За время моей работы в школе я выпустила 2,5 класса...

С первым моим классом любовь не случилась. Будучи новоиспечённой выпускницей педвуза, я сразу получила классное руководство. Согласилась, не представляя весь масштаб работы. Прибавка к зарплате - хорошо, на этом мои знания в данной области ограничивались.

Каково было моё удивление, когда одним поздним вечером, какая- то из мамашек, набрав мой номер, в трубку выдавала проклятия в адрес школы, мне, 23-летней девчонке. Суть была в том, что в голове своей дочери она обнаружила копошащихся насекомых, которых пыталась безуспешно уничтожить за неделю. У насекомых оказался сильный иммунитет. На грани нервного срыва, испробовав всё, что можно, она решила свой гнев выплеснуть на меня, попутно советуясь со мной о методах борьбы. А я её слушала и искренне не понимала, чем я ей могу помочь и чего она от меня хочет.

Учебный год подходил к концу, родители моих пятиклашек приняли решение, что их детям необходимо классное мероприятие - традиционное прощальное чаепитие. Сказано - сделано. Накрыли столы. Сели. Освежающиеми напитками запили печенье с пряниками. Поговорили о летних каникулах. Ещё выпили по чашке чая. Естественно, после напитков меня потянуло в "комнату для раздумий", как выражаются дети. За 15 минут моего отсутствия шустрые пятиклассники успели сбегать в магазинчик, что напротив через дорогу от двери школы, и купить пару бутылок пива. Не знаю, кто был тот продавец, который посмел им продать алкоголь, но его, так сказать, аромат я почувствовала в нескольких метрах от моего кабинета. По пятнам на полу можно было определить, что временами пиво, как в сказке - по усам текло,а в рот не попало. Но часть всё - таки попала. Родителей страстных любителей пенного я поставила в известность в тот же вечер. На следующее утро некоторые из них подстерегали меня на пороге моего кабинета, повторяя с пеной у рта: "Мой ребёнок не пьёт!" Самое удивительное, что я с ними полностью была согласна, только вставить слово в их бесконечный монолог не получилось. Выплеснув на меня своё возмущение, они отправились в кабинет директора, написали заявление с просьбой поменять им классного руководителя. Я эту новость приняла мужественно, препятствовать их желаниям не стала и попросила директора о том же самом. Первая попытка стать классным руководителем провалилась на корню.

Вторая попытка оказалась более успешной. Мы вместе прошли длинный путь от 5 класса до 11. С некоторыми из ребят я общаюсь по сей день. Разными они были и очень смешными. Правда, родители некоторых оказались совсем не смешными. Бывает и так. Очень много забавных историй с ними связано, но есть парочка, наиболее ярко окрашенных, которые я вспоминаю чаще всего.

Итак, ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ.

5 класс. Начало учебного года. Лиза, девочка с шикарными длинными волосами, сидит за первой партой. Как любая девочка, то и дело поправляет свои волосы, расчёсывает их по несколько раз за урок. То вращается на стуле вокруг своей оси. Ясное дело, не все в восторге от её распускающейся красоты. Её сосед, сидящий сзади за второй парты - Андрей (мальчик выдержанный и терпеливый по характеру) - не выдерживает и спустя неделю достаёт из портфельчика ножницы, чтобы аккуратно подстричь свою одноклассницу. Лиза в слезах, её мама в истерике, а Андрюша опять в хорошем расположении духа - теперь ему ничто не мешает решать примеры по математике.

-2

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ.

10 класс. Суббота. Сплю. Звонок на домашний номер. Голос возбуждённого папочки. Пытаюсь сосредоточиться. Папаша требует номер учителя по русскому. Априори номера телефонов коллег под запретом. Можно только с их разрешения. Потому включаю "дурочку":

- Я не знаю её номера.

- А кто у них учитель?

- Не помню. Спросите у ребёнка. У меня выходной.

- Как??? Вы даже не знаете имён своих коллег! О чём вообще можно с вами тогда разговаривать????

- Действительно. Разговаривать нам не о чем.

На этих словах вешаю трубку. В понедельник утром узнаю, что папочка звонил в школу, требовал телефон учителя по русскому. Не получил. Возмущался поведением классного руководителя. Отклика не нашёл. Проблему правда сформулировал: именно он, а не его дочь, написал сочинение по творчеству М. Лермонтова. Его работу учитель оценил на "удовлетворительно" вместо ожидаемого "отлично". Сильный удар по амбициям взрослого человека.

Первый опыт полноценного классного руководства с более - менее серьёзными потерями для моего здоровья я бы оценила на "хорошо" с минусом. Были многочисленные ошибки с моей стороны, как учителя, которые приходилось исправлять. Но кто не ошибается? Во всяком случае я очень благодарна жизни за то, что в моей педагогической карьере был этот класс, были эти дети, некоторые из которых стали настоящими друзьями. Их немного. Но много друзей не бывает.

Выпустив этих детей из школы, спустя несколько лет я согласилась ещё на одно классное руководство. И вот это уже совсем про любовь. Продолжение следует...