Найти в Дзене
Такое бывает

Что посеешь...

Фото из интернета
Фото из интернета

Мать долго плакала в трубку, сбивчиво пыталась что-то объяснить и требовала от сына Володьки - немедленно приехать, чтобы "вправить мозги этому старому кобелю".
Он толком ничего не понял, но на следующий день взял пару отгулов и поехал в родное село, где жили его родители.

Мать была дома одна, к приезду сына не готовилась, как делала это всегда раньше. Она и пирогов обычно напечёт, и наготовит кучу всего, и в доме порядок, и сама нарядная - ждёт дорогих гостей. Маринка, дочка, с семьёй очень далеко живут, они редко приезжают, а вот сын с семьёй в соседнем городе. Внуков часто на всё лето в деревню отправляют, сами приезжают погостить. Когда и с огородом помогут, домой вечно кучу разных домашних заготовок увозят.

А вот в этот раз мать не встречала сына. Лежала в кровати охая и вздыхая. Не вышла встречать сына.
Владимир обеспокоенно подошёл, сел рядом, стал расспрашивать что случилось, как она себя чувствует и не нужно ли ей вызвать неотложку или врача.

Мать отказалась от медицинской помощи - душа у неё болит, а здесь врачи бессильны. И всё из-за этого "гада ползучего" вместе с его "змеёй подколодной" - ведь ранили в самое сердце. Да что там ранили - они ещё и опозорили на всё село, теперь и на улицу-то стыдно выйти. Ведь засмеют люди. Это ж надо - на старости лет муж бросил! Ладно бы просто расстались - так он сбежал к другой. Позор-то какой. Стыд да и только!

Владимир стал расспрашивать что же всё-таки произошло на самом деле, чтобы мать рассказала всё подробнее безо всяких аллегорий, намёков и умозаключений.
"Ослабшая", полностью "обессилившая от горя" мать, которая и говорить то толком не могла, слабым голосом говорила, тут вдруг вскочила и во всю мощь своего резкого и визгливого голоса стала кричать, размахивая руками, нарезая круги по комнате, мимоходом успевая что-то зацепить и бросить.

Выяснилось, что Мишка, (её муж и отец Владимира) - этот непутёвый предатель и изменник променял её на эту "беспутную гулящую" Машку. К ней ушёл. Собрал свои вещички, так и сказал, что уходит навсегда. Не может он, видите ли, так больше жить. Хочет мать, чтобы сын сходил к отцу. Пусть вправит мозги этому старому дураку, пусть пристыдит. Да что там пристыдит - пусть схватит за шкирку, да и как шелудивого пса домой пригонит, чтобы неповадно было позорить семью, обижать жену, которая столько лет прожила с ним. Прислуживала ему, двоих детей родила. Всю жизнь старалась ради него и семьи. Ведь всегда всё только для дома, для семьи старалась. Её и упрекнуть-то не в чем. Не пьющая, не гулящая. Вот чего не жилось, чего ему ещё надо было?!

Владимир выслушал мать. Теперь, наконец-то понял. Слушал и вспоминал - ну нет так уж всё безоблачно было в их семье. Мать и правда всегда всё для семьи старалась делать, и хозяйка она хорошая. Семья всегда жила в достатке. Дом полная чаша. И вещи у них всегда хорошие, и мебель, и техника бытовая современная - всё есть всегда. Продуктов полно, питаются отлично.
Но ведь не только материна заслуга в этом. Работал всегда отец. Да не работал, а пахал, как проклятый. Помимо основной работы всегда какие-то подработки да шабашки сплошные. Матери всегда мало денег было. Она сама на почте работала. Особо-то не утруждалась. А после работы занималась домом, детьми.
Детей с детства к труду приучили. Они по дому всё делали. Мать строго за этим следила. Дети и за скотиной помогали отцу ухаживать, и в огороде с малолетства приучены работать. Мать лишь команды давала, проверяла, сама гораздо меньше принимала участия во всех этих делах. Она больше всё в кухне возилась. То готовила, то стряпала. Или стирала, да штопала что-то. А чаще жаловалась, что плохо себя чувствует и ложилась отдыхать. Постоянно говорила, что у неё и голова "вся больная", и спина "просто отнимается, словно кто кол в неё вбил", а ноги "вообще больные, совсем слабые, еле держат".
Хотя выглядела всегда вовсе не больной, "кровь с молоком", как говорила всегда бабушка. Она всегда была на стороне матери, всегда ворчала на отца и повторяла, что не умеет он ценить своё счастье. Вон какая знатная у него хозяйка жена. Дом - полная чаша, всегда порядок в доме - просто загляденье. И в добавок такая рачительная, умеет копеечку сберечь да приумножить. У неё ничего даром не пропадёт. И излишки с огорода продать сумеет, и молочко со сметанкой продаст, да и мясо лишнее тоже выгодно сможет продать. Да даже детские вещи даром не пропадут, ничего не выбросит, всё пусть по дешёвке, но сможет куда-то пристроить.

Отец всегда был весь в работе. Владимир не помнит его праздно сидящим или просто отдыхающим. Всегда он занят каким-то делом. Если и переделана вся работа на день, то отец что-то чинит или мастерит в доме, а то сидит, проверяет всю обувь для всей семьи - кому что-то подшить или подклеить нужно.
С матерью отец общался мало. В основном это были короткие ответы на её вопросы. Он всегда был угрюмым, задумчивым. Не помнит Владимир, чтобы они с матерью вместе весело смеялись, шутили. Чтобы обсуждали какие-то важные вопросы. Она вечно была чем-нибудь, да недовольна, всегда лишь командовала, да придиралась ко всему. Иногда, правда, отец не выдерживал. Тогда мог так посмотреть на неё, что она сразу тушевалась, замолкала, уже тихо бормотала что-то себе под нос. А иногда мог резко прикрикнуть на неё, а потом просто выйдет из дома, хлопнув дверью. Она вскоре сразу бежит за ним, говорит, что просто погорячилась лишка. Ну чего сразу обижаться-то, психовать?
А вот детей Михаил очень любил. С ними он и играл, и смеялся. Везде с собою брал, подарки дарил, сладости покупал, вместе с ними делал какие-то игрушки своими руками, учил мастерить.

Владимир пришёл к дому Марии. Он слышал раньше, что вроде ещё в молодости его отец встречался с нею, но она уехала в город, бросила его. А вот сейчас вернулась.

Михаил подошёл к калитке и услышал голоса. Весёлые, беззаботные. Раньше таким голосом отец разговаривал только с детьми...

- Смотри, Миша, это же твоя яблонька, помнишь? Это ж ты её посадил, ещё сразу после школы.
- Да, помню, Машенька. Мы тогда сидели возле неё, мечтали, как поженимся, деревце будет расти вместе с нашими детьми... А потом они будут лазить по нему, рвать вкусные яблоки... Смотри, какое большое дерево выросло...
- Да. А какие вкусные на нём яблоки всегда! А уж как цветёт, так такое красивое, а аромат какой! Пошли, я угощу тебя вареньем из этих яблок!

Владимир резко открыл калитку, не постучав.
- Отец! Поговорить надо!... - Ему почему-то было очень неприятно слышать, как беззаботно и как ласково тот разговаривает с этой женщиной, в то время, когда мать дома вся в слезах.

Мария пригласила Владимира пройти в дом, сама поспешила в магазин - совсем забыла, а ей срочно нужно кое-что купить. Быстро поставила чайник, попросила отца угостить сына чаем, показала что где нужно взять для угощения и выскочила из дома, оставив их наедине.

- Отец, что ж это ты делаешь то, а? Ну никак не ожидал от тебя такого... Мать дома места себе не находит, а ты тут воркуешь, как ни в чём ни бывало. Стыдоба какая-то... Ты извини, ну я бы может и понял тебя, если б такое ещё по молодости случилось, но сейчас?!... Правда, батя, ну чего людей смешить? Уж не пацан - дед ты уже. Внуки у тебя, скоро правнуки будут - ты помнишь об этом? Чего вдруг на старости лет с ума сходить, позорить себя и мать на весь посёлок?! Ты хоть представляешь, каково ей сейчас? Столько лет прожить вместе и вдруг такое учудить... Не ожидал я от тебя такого... А внукам что скажешь, когда приедут? А какими глазами людям в глаза смотреть будешь?
- Ты погоди, Володька, погоди. Молод ты ещё, чтобы отца-то отчитывать, как школьника провинившегося. Ты не спеши судить, нет у тебя такого права. И не у кого нет права. Ты ведь ничего не знаешь, не понимаешь. Просто дай мне возможность хоть сейчас, как ты говоришь "на старости" вздохнуть свободно. Полной грудью. Дай хоть сейчас в тепле побыть, душой-то отогреться, почувствовать, как это жить в любви да ласке. Как самому эту любовь да ласку кому-то дарить...
Устал я Володь, от такой жизни... Сил нет больше. Раньше то ради вас всё терпел. Боялся вас обидеть, боялся, что плохо вам без меня будет... Всё терпел. Но нет у меня сил больше терпеть, да и ни к чему теперь. Вы-то все давно взрослые, самостоятельные. А любить я вас никогда не перестану, и помогу всегда, чем смогу. Но вот домой я больше не вернусь... Ты уж не серчай, Володя. Не смогу я вернуться - сил нет туда возвращаться. Мне теперь помереть проще, чем туда вернуться... Уж прости...

Рассказал отец сыну, как сильно любил он в молодости Машеньку. И она его очень любила. Многие завидовали им. А Зойка постоянно козни разные строила, сильно ей нравился тогда Михаил, а вот Машу она просто ненавидела.
Именно она подстроила тогда всё так, чтобы начала Маша ревновать его. Зойка везде его подкарауливала, вешалась на него. Потом пустила слух, чтобы до Маши донеслось, вроде он тайно встречается с Зоей, он якобы, проводив Машу, сам сразу спешит к Зое. Даже ночевать у неё остаётся. Знала Зоя, что Маша захочет выяснить правду.
В этот же вечер подкараулила, когда он будет домой возвращаться. Попросила помочь донести тяжёлую сумку до дома. Он помог. Донёс. А возле дома она вдруг бросилась ему на шею, стала целовать, разными ласковыми словами называть, специально погромче. Видела Зоя, что Маша уже идёт за ними, хочет окликнуть его и спросить...
Маша, увидев объятия, поцелуи, да и услышав Зойкины слова - сразу убежала прочь. Она вообще всегда очень гордой была. Зойка именно на это и рассчитывала. Надеялась, что поверит, не простит. Так и вышло.

Уже утром Маша вдруг уехала в город. Мать её не смогла ничего объяснить - сама ничего не понимала. Просто дочь резко собралась и уехала. Сказала, что не хочет в посёлке оставаться, в городе жить будет. Потом сообщит, когда устроится...
Ничего не понимающий Михаил ездил в город несколько раз. Но вокруг несколько небольших городов. Он искал везде. Только как найти? Да и где именно искать? Он пробовал искать по разным предприятиям, по общежитиям. Бродил по магазинам и улицам, надеялся встретить её. Но всё безуспешно. Не мог найти нигде, и никто ничего не мог сказать - никто не знал, где она. Оставалось ждать, что, возможно, сама одумается, вернётся, или хоть сообщит где она.

Михаил с горя запил. А однажды после очередной попойки вдруг проснулся в доме Зойки. В одной постели. Её родители скандал устроили. Позвали родителей Михаила. А у него они очень строгие. Он из многодетной семьи, их в строгости воспитывали. Слово отца - для всех закон, даже и мысли не может возникнуть, что отца ослушаться можно.
Вот тогда родители быстро и сговорились о свадьбе...
Но Михаил ещё несколько раз пытался ездить на поиски Маши. А потом женился.

Уже после женитьбы Мать Маши сказала, что та устроилась на работу на завод, в институт поступила. Замуж собирается.
Михаил снова поехал, нашёл её, но она сказала, что не любит его. Другого полюбила, даже замуж вышла. Припухший живот доказывал, что она говорит правду.

Так и остался Михаил жить с Зоей. Но так и не сумел полюбить её по-настоящему. Просто смирился со своей участью. Старался, чтобы была нормальная семья, изо всех сил старался привыкнуть, надеялся, что что-то получится... Через год сын родился, потом дочка. Жил ради детей, но в душе никогда не мог забыть свою Машу, всегда думал о ней.
А Маша вышла замуж за молодого инженера. Он действительно был очень хороший, и любил её очень. Просто очень застенчивый, робкий. А когда увидел Машу, сразу влюбился. Сделал ей предложение. Но узнав, что она беременна - настоял, смог уговорить выйти за него. Она и согласилась. Да, её старшая дочь Валя - на самом деле дочь Михаила. Не успела она тогда рассказать ему об этом, в то время ещё сама была не уверена. А потом уж и не считала нужным рассказывать ему... А Михаил только сейчас узнал правду...
Потом у неё ещё два мальчика родились, близнецы. Но не смогла она их уберечь, у малышей была серьёзная патология сердечек. У обоих. Умерли они ещё в младенчестве. А больше рожать она не решилась, боялась. Слишком уж тяжело пережила эту трагедию.
Муж любил дочку, воспитал, как свою собственную. И жили они очень хорошо. Маша с благодарностью и нежностью вспоминает мужа, очень хорошим человеком он был. Но умер рано.
После его смерти Маша ещё два года прожила там. Потом решила вернуться в село. Квартиру Вале оставила.

Ну а когда приехала, то жила в родительском доме. Маму досматривала. Та уж совсем старенькая была.
Михаил пытался с нею увидеться, искал встречи. Да только она не соглашалась, не хотела разговаривать. Уж спустя два года удалось нормально поговорить. Вот тогда и всплыла вся правда. Михаил сразу хотел сойтись, предлагал Маше жить вместе. Она вначале всё отказывалась. Но он сумел настоять. И вот теперь всё же ушёл из дома к ней. И счастливы они теперь. Хоть сейчас смогли быть действительно счастливы.

Владимир понял отца. И мать жалко, но и отца он вполне понимал. Да и не помнит он, чтобы у отца когда-то были вот такие сияющие глаза, чтобы так изменился его голос, да вид такой, словно он и правда помолодел. Он заслужил счастья. И Маша тоже. А детям нельзя судить их. У них свои семьи, вот ими и нужно заниматься.
Ну а мать... Жалко, конечно её. Ну что же тут поделаешь? Это ведь она сама всё устроила. И всю жизнь считала, что вправе распоряжаться чужими судьбами, что это она всегда и всё решает. Остальные должны лишь слушать и выполнять её требования. А вот не получилось...
Дети, конечно, не бросят её, постараются помочь и поддержать. Ничего - вместе как-нибудь справятся, переживут. А вот отец пусть поживёт теперь для себя. Теперь его очередь быть счастливым.

ИВ

Советуем прочитать:

Случайностей не бывает
Вовремя полученный урок
Как же научиться добру и любви?